В Театре Вахтангова представили женский взгляд на роман Флобера

Мадам Бовари никогда прежде не заглядывала в Вахтанговский театр. Не читала там женских романов в девичестве, не грезила о лучшей доли в замужестве, не дорисовывала в бальзаковской перспективе в своих мечтах образы ни заурядного соблазнителя, ни прекрасного рыцаря и не искала на чердаке дома крысиного яда в финале истории - решить все свои проблемы сразу и радикально. Вероятно, дальше откладывать ее визит было некуда, поэтому пришло время реабилитироваться на Арбате перед Флобером.

Когда худрук Вахтанговского театра Римас Туминас предложил режиссеру Ольге Субботиной обратить внимание на французскую литературу и взять для воспитания в актерах чувства стиля хорошую классику ХIХ века, коронный выход Бовари настал. Готовили спектакль на новой Симоновской сцене с чувством, с толком, с расстановкой, не спеша работая над инсценировкой вместе с актерами. Когда не на бумаге, а уже в зале, ногами, мерили на репетициях необходимость каждого слова, силу каждого вздоха и угол каждого наклона головы.

Мужской взгляд на суть вещей: Шарль Бовари был слишком снисходителен и умен, мадам Бовари не смогла дорасти до своего мужа, и поэтому стала заглядываться на мальчиков. Женский ракурс проблемы: он был изначально глуп и слишком наивен, и что еще оставалось делать ей в глухой провинции, как не завести любовника?

В Вахтанговском театре режиссером стала женщина, ставившая спектакли в Петербурге, Финляндии, Франции и снявшая несколько фильмов и сериалов на телевидении. В своей первой постановке в Вахтанговском Ольга Субботина решила пересказать роман Флобера, в 1856 году взорвавший общество, на сегодняшний лад. Легко и непринужденно. Привлекательно, но не слишком обременительно. Вспомнив телевизионные приемы удержания и переключения внимания аудитории. Например, в новый город с семейством Бовари зал переезжает буквально. Встает со своих мест, с удовольствием перемещается. Долго рассаживается на новых, по ходу разглядывая воссозданные готические интерьеры Руанского собора. И любуясь многофункциональной сценографией главного художника Вахтанговского театра Максима Обрезкова, способного создать любую палитру настроения самыми минимальными средствами, в чем и гениальность.

Муж был глуп. Что оставалось делать ей в глуши, как не завести любовника?

Ольга Субботина призывает поначалу себе в помощники Фрейда - "в этой истории мы его обнаружили, так тонко и изощренно анализирует Флобер распад личности Эммы, приведшей ее к самоубийству". Но сложносочиненные психологические конструкции, с которых все благополучно начиналось, уступили место односложным линейным мотивам поведения. Как режиссер Ольга Субботина не анализирует ситуацию, но внятно, пошагово излагает суть событий. Сверхзадачи показать, что с каждым новым мужчиной, появлявшимся в ее жизни, Эмма Бовари становилась другой, видимо, не стояло. Женщина-режиссер подводит женщину-героиню к краю гибели созданием сломленным, но с взглядом запутавшегося, отчаявшегося ребенка. Прекрасно понимающего, что прощения не будет.

Но ведущей актрисе Вахтанговского театра Анне Дубровской - мадам Бовари - там есть что играть. Превращение из девочки в невесту. Из невесты в жену. Из жены в женщину. Из женщины в обманутую женщину. А из нее в циничную, затем в отчаявшуюся. И наконец в мертвую... И если после первого любовника в жизни Бовари начинается бег по кругу одинаковых эмоций, то на самом начальном этапе развитие личности ее героини виртуозно идет по спирали. На очаровательном, почти детском личике отражается целая радуга женских характеров. Ее Бовари впитала в себя и чистоту Зиночки из "Дядюшкиного сна". И красоту Елены Андреевны из "Дяди Вани". И надрывность Раневской из "Вишневого сада", и роковую покорность Дездемоны из "Отелло", и смертельную боль Сарры из "Иванова". Ведь прежде чем взглянуть на мир глазами Бовари, Анна Дубровская успела сыграть в театре и кино уже, кажется, большинство лучших женских ролей мирового репертуара. Их хор будто стоит за плечами Бовари, нашептывая и успокаивая: не ты первая, не ты последняя…

Андрий Жолдак, поставивший "Мадам Бовари" в Петербурге, объяснил метания замужней женщины волей богов: в его спектакле, предшествующем вахтанговскому, некие высшие существа ставили эксперименты над людьми, заражая их сегодня особой чувствительностью к любви и повышенной ранимостью. Люди эксперимента богов не выдерживали, чувствительный человек был обречен на гибель, любовь провозглашалась опасной и без моральных революций Флобера. У Ольги Субботиной в Москве Эмма Бовари гибнет, просто потому что так автор написал. И так доктор Шарль Бовари (Владислав Демченко) великодушно прописал своей жене: купить амазонку для конных прогулок с Рудольфом (Кирилл Рубцов), отправиться в другой город проконсультироваться с Леоном (Федор Воронцов)… Подлинный масштаб благородства Шарля Бовари его жена мадам Бовари никогда не оценит. В новом спектакле мужчины слепо любят женщин, а женщины ничего не хотят понимать про мужчин.