03.04.2018 15:18
    Поделиться

    "Винчестер": на экраны выйдет история дома, построенного призраками

    Выходящий на экраны "Винчестер" интересен двумя важными деталями. Первая: в главной роли оскароносная Хелен Миррен, которая, по-моему, не умеет играть плохо. Вторая: история о призраках снабжена титром "Основано на реальных событиях". Для человека, не склонного верить в мистику, это уже некоторый шок.

    Мистический триллер, в просторечии ужастик "Винчестер" - создание близнецов Майкла и Питера Спиригов, режиссерского тандема, взращенного страной кенгуру и сотворившего "Пилу-8", которая многими была принята за пародию. Теперь они вооружились историей Сары Винчестер - реально существовавшей дамы, наследницы оружейной компании и огромного состояния. Той самой, что возвела в пригороде Сан-Франциско семиэтажный особняк своеобразной, близкой к помешательству архитектуры.

    Он состоит из лабиринтообразных коридоров и сотен покоев, идеально приспособленных для привидений. По легенде, души убиенных винчестером людей преследовали даму, диктуя ей безумные чертежи все новых чертогов для своего упокоения - их денно и нощно строгали, пилили и перестраивали десятки плотников, каменщиков и кузнецов. Дом этот тоже существует в реальности, туда водят экскурсии, им интересовался Стивен Кинг, по роману которого снят сериал "Особняк "Красная роза".

    Мистика ведет по жизни и этот фильм Спиригов. Сюр начинается уже с режиссерского кресла: братья-близнецы актерами воспринимались как единое существо в двух одинаковых лицах. "Иногда мне казалось, что я говорю с одним человеком, только слова вылетали из двух ртов", - рассказывает Хелен Миррен. Она должна всю роль провести в черных одеяниях скорби, являясь людям неким загадочным, уже частично надземным существом - медиумом, живущим среди духов. Здесь важен абрис силуэта, изгиб кисти и взор, пронзающий нам душу, - актриса и это умеет, так что визуально картина почти хороша.

    Второй главный герой фильма психиатр Эрик Прайс (Джейсон Кларк из "Эвереста") - подобие Шерлока Холмса, но отдающего свой досуг не скрипке, а опиуму. Наркотик умножает ощущение недорогого сюра, когда все колышется, поскрипывает и утробно ухает: долби - идеальный способ напустить в зал ужаса. Людей постарше эти эпизоды заставят вспомнить нервического психиатра в исполнении Марии Мироновой ("Мужчина и женщины"), но фильм рассчитан на постмироновские поколения, и эмоциональную чистоту кошмарика такие аллюзии для большинства зрителей не нарушат.

    Есть много второстепенных персонажей, населяющих странный домик, - они встречают доктора, приглашенного констатировать душевное здоровье вдовы Винчестер, потусторонними рыбьими взглядами, не сулящими ничего хорошего. Что потом из них материализуется - не скажу: в этом и заключен кошмар, который каждый должен пережить самостоятельно.

    Средство борьбы с привидениями, предложенное фильмом, - гвозди. Это сильно расширяет кругозор, потому что все мы привыкли усмирять упырей осиновым колом. На проверку эффективности гвоздей уйдет некоторое количество экранного времени, прежде чем самые догадливые в зале не сообразят, что речь идет, в сущности, о 6-й заповеди: "Не убий!". Она впрямую противоречит бизнес-интересам компании "Винчестер", так что, возможно, мы имеем дело с терзаниями совести, принявшими такие самобытные формы. Но, конечно, для фильма-потрясения это слишком хлипко.

    Есть два пути для такого ужастика. Первый - хорошо заинтриговав зрителей мистической тайной, постепенно подвести их к неожиданной разгадке - земной, реалистичной, убедительной. Большим мастером здесь был автор Шерлока Холмса Конан Дойл, да и классика киноужастиков почти всегда дает щекочущим нервы фантазмам удовлетворительное объяснение. В "Винчестере" для такого пути были все возможности - развернуть клиническую картину безумия, относясь к нему как к опасным играм подсознания. Не случайно же артист Кларк, берясь за роль доктора, представлял его собирательным образом Фрейда и Юнга и даже проштудировал несколько научных трудов по психотерапии.

    А можно упиваться полной свободой, какую дарует художнику иррациональное: чудо оправдает решительно все. Но именно поэтому к сюжету резко теряешь интерес. Засевший внутри героев фигуральный демон сразу обнаружит свою картонность, если вдруг зарычит, аки лев на заставке "Метро-Голдвин-Майер". Похоже, близнецы-братья, затеяв свой "интеллектуальный триллер" шекспировского размаха, соблазнились самой легкой тропинкой - пугать и кошмарить, а все объяснения - в Библии. Возможно, для них этим ограничиваются секреты изготовления коммерческого жанра. Включая разочарование в финале, когда гора после долгих мучений наконец родит мышь.

    Поделиться