Причина такого резкого контраста - крупнейшая за последние годы забастовка железнодорожников, которую объявили совместно четыре отраслевых профсоюза. Они протестуют против планов правительства провести реформу Национальной компании железных дорог (SNCF), упразднив особый статус, а также многие льготы, которыми пользовались с давних времен ее служащие. Три четверти экспрессов - сверхскоростных TGV, междугородных и региональных - не вышли из депо, большие проблемы возникли с электричками, которые соединяют пригороды с Парижем.
То, что вторник станет днем хождения по мукам, власти, включая дирекцию SNCF, знали о забастовке и предупреждали граждан за пару недель. Советовали, во-первых, запастись терпением, а, во-вторых, искать любые способы избежать транспортной нервотрепки.
Надо сказать, что французам не привыкать оказываться в заложниках, когда профсоюзы вступают в серьезный конфликт с правительством. Поэтому многие из них решили проигнорировать железные дороги, а искать для себя иные возможности. К примеру, мой знакомый Жан-Луи, который живет в Кретее, городке в 12 километрах к юго-востоку от Парижа, вообще решил в этот день в столице не показываться.
Служащий страхового агентства, он договорился с начальством о том, что останется дома, а полагающуюся ему работу (контакты с клиентами, обработка данных) исполнит дистанционно через Интернет с помощью своего компьютера. И таких, как Жан-Луи, в стране многие тысячи, но, конечно, не большинство. Куда большее число французов, и в первую очередь тех, что обитают в предместьях мегаполисов, были вынуждены сесть за руль, что привело к гигантским автомобильным пробкам. Только вокруг Парижа в утреннее время она превысила 500 километров.
Ну а те "безлошадные", которые привыкли добираться до работы на электричках? Они массово атаковали сайты, предлагающие свести бедняг с живущими неподалеку автомобилистами, а таких здесь великое множество. Karos, Klaxit, Rouler Malin и прочие BlaBlaCar. Это уже не говоря о классическом "автостопе", который в "час тяжелых испытаний" приобретает вторую юность. В принципе за попутные поездки гражданам в обычных условиях полагается хоть немного, но платить водителю (плюс-минус 0,2 евро за километр пробега), однако на время нынешней стачки это правило отменили. Об этом автомобилистов попросила глава столичного региона Иль-де-Франс Валери Пекресс, призвав их "проявлять гражданскую солидарность и брать попутчиков".
В то время, как в железнодорожной компании SNCF начинают подсчитывать убытки (говорят, не менее десятка миллионов евро в день), в других, что занимаются автобусными междугородными перевозками пассажиров радостно потирают руки. Трудности мощного конкурента для них - слаще меда. В эти дни, к примеру, в компании Isiline, билеты на рейсы Париж - Марсель, Париж - Лион, да и многие другие были раскуплены в считаные часы. Более того на многие маршруты поставили в три раза больше автобусов, чем обычно.