04.04.2018 18:30
    Поделиться

    Индивидуальным предпринимателям запретят продавать пиво. Всё ли к этому готово?

    Росалкогольрегулирование (РАР) предлагает запретить продажу пива индивидуальным предпринимателям. В ведомстве хотят, чтобы бизнесмены перерегистрировались из ИП в юрлица - так РАР будет легче контролировать пивной рынок.

    А с 15 марта вся система контроля производства и продажи алкоголя перешла на версию учета ЕГАИС 3.0. (Единая государственная автоматизированная информационная система) Теперь судьба каждой бутылки спиртного, от ее рождения на заводе или пересечения границы России и до момента продажи в любой лицензированной точке, будет фиксироваться в электронной базе РАР. Если инициатива с запретом ИП найдет поддержку, то больше 110 тысяч зарегистрированных предпринимателей могут потерять бизнес. Участники рынка бьют тревогу.

    Новая версия ЕГАИС

    В 2017 году в России было продано порядка 1,5 млрд бутылок водки и 1,2 млрд бутылок вина. Таким образом, ежегодно в базе ФС РАР отныне должно отслеживаться 2,7 млрд данных о движении посуды со спиртными напитками.

    ЕГАИС для учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции впервые попробовали внедрить еще 12 лет назад - в 2006 году в оптовом звене. Как отмечают эксперты, на рынке наступила неразбериха, систему даже пришлось на некоторое время перевести в "ручной" режим работы: сопроводительная документация к каждой партии отправлялась не через программу, а на бумажном носителе. Даже сейчас начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования Антон Гущанский отмечает, что не все еще доработано. "Есть еще определенные технические моменты, в том числе и на нашей стороне, которые мы решаем… Мы закроем все проблемы, которые появляются, до наступления контрольной даты", - заявил Гущанский. "Контрольная дата" - 1 июля, с этого момента ЕГАИС 3.0 заработает в "промышленном режиме", то есть на систему будет замкнут весь документооборот по учету алкоголя, включая переходящие остатки на складах.

    Пока не определен принципиальный вопрос - каким образом будет маркироваться тара с бутылками. Обсуждается идея, чтобы на коробку наклеивалась акцизная марка, в которой бы содержалась информация обо всех акцизных марках бутылок в коробке.

    Участники рынка предрекают проблемы: при упаковке бывает бой, и бутылки приходится оперативно заменять. К тому же проблематично синхронизировать марки бутылок и коробок при массовом производстве.

    Проще всего тем предприятиям с лицензией на розничную продажу алкоголя, которые смогли доказать, что в их местности Интернета нет, им разрешили работать без ЕГАИС. Но счастливчиков немного, около 1-2%, остальные, порядка 210 тыс. точек продаж, обязаны быть на постоянной связи с ЕГАИС через всемирную сеть.

    Последствия введения ЕГАИС оказались не столь катастрофическими, как предрекали пессимисты, но все равно довольно показательными. В 2016 году в Приволжье, например, из-за ЕГАИС закрылось около 500 сельских магазинов. Предприниматели не потянули стоимость подключения к системе и проблемы неустойчивого Интернета. Господдержки или налоговых вычетов не получили даже единственные сельские магазины, для которых торговля спиртным давала 30-40% доходов. Из-за проблем с Интернетом на Урале в 2017 году были вынуждены закрыться более 100 магазинов.

    Пиво тоже посчитают

    Следующим шагом регулятора может стать включение в ЕГАИС не только крепкого алкоголя, но и пива, а, следовательно, внедрение помарочного учета еще 5 миллиардов емкостей ежегодно. Рассказывает начальник производства одного из пивных заводов: "Система маркировки пивной продукции предполагает то же самое, что и маркировка крепкого алкоголя. Каждая бутылка отмечается акцизной маркой, штрих-код которой при продаже считывается сканером, и информация сразу попадает в ЕГАИС. Но и сейчас мы полностью отчитываемся о каждой бутылке, отгруженной клиенту. В магазине стоит онлайн-касса, отправляющая данные в ЕГАИС. При оптовой продаже мы предоставляем полный пакет документов: товарную накладную, товарно-транспортную накладную, справки форм "А" и "Б", декларации о соответствии. Мы буквально тонем в этих бумагах. Я занята уже не тем, что варю пиво, а тем, что отчитываюсь. После введения маркировки нам придется покупать сами акцизные марки, а также соблюдать условия их хранения и перевозки: например, иметь отдельный сейф и отдельную охраняемую комнату".

    В случае изменения законодательства и введения запрета на торговлю пивом ИП более 110 тысяч предпринимателей получат еще одну дополнительную административную нагрузку. Для перехода в статус юрлица предпринимателю необходимо собрать уставной капитал, составляющий не менее 10 000 рублей. После этого новому ООО придется столкнуться с более сложным механизмом налогообложения, а, следовательно, брать в штат бухгалтера и планировать его ФОТ (фонд оплаты труда). Эксперты отмечают также, что сумма ежегодных отчислений для ООО выше, чем для индивидуальных предпринимателей. Помимо единого подоходного налога, составляющего сейчас 6% от выручки, необходимо выполнять и другие отчисления, например, налог на прибыль и на имущество. В то же время ИП просто подает декларацию по ставке 6% и платит взносы в Пенсионный фонд за коллектив предприятия, если сотрудники числятся в штате.

    В истории с ЕГАИС осталось два принципиальных вопроса. Первый, почему несмотря на 12-летнюю борьбу за учет каждой бутылки, постоянные инвестиции в развитие системы со стороны государства и бизнес, который вынужден подстраиваться, доля нелегального алкоголя в рознице оценивается от 30% до 80%, даже несмотря на то, что с крепким алкоголем работают юридические лица? И второй - почему каждый раз нужно ставить участников товарооборота в сложные условия, обременять дополнительной нагрузкой и менять правила не смягчая, а наоборот, ужесточая их? Может быть, проблема в несовершенстве информационной системы, а не в игроках рынка? О реальных результатах контроля рынка говорит медицинская статистика. По данным независимого федерального проекта "Трезвая Россия", "алкоголь убивает до 600 тысяч человек в год".

    Поделиться