Почему на страховом рынке РФ вольготно чувствуют себя западные консультанты

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России приступило к проверке деятельности АО "Российская национальная перестраховочная компания" (РНПК) - госкомпании, призванной защищать имущественные интересы страны, бизнеса и граждан, обеспечивать финансовую устойчивость отечественного страхового рынка, его интеграцию в мировое страховое пространство. Возможно, эта проверка поможет ответить на все чаще возникающие в последнее время вопросы: почему в условиях антироссийских санкций один из ключевых финансовых секторов отечественного рынка заполонили сомнительные западные компании? И не способствуют ли они фактическому выводу средств из нашей страны.

Конкурс по выбору перестраховочного брокера, объявленный АО "РНПК", не мог не вызвать интереса. Возник закономерный вопрос, почему вторая среди отечественных перестраховочных и страховых компаний по величине уставного капитала, 21,3 млрд рублей, имеющая госгарантии от Банка России в размере еще 71 млрд рублей, госкомпания вдруг собиралась провести конкурс с привлечением международных партнеров.

И, скажем, не китайцев или индусов. Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, условия тендера предполагали, что предоставить перестраховочные емкости РНПК могут только "крупнейшие международные англо-американские брокеры - Willis, Marsh, Aon".

Стоит отметить, что представители западных компаний всегда положительно относились к подобным конкурсам, открывающим им путь на российский рынок. В свое время Борис Корчемкин, управляющий директор Аоn в России и СНГ, заявлял, что сотрудничество с РНПК является важным шагом в реализации стратегии предоставления клиентам наиболее надежной страховой защиты на лучших условиях. Его коллеги из Marsh в предыдущие годы также не скрывали оптимизма. Так, Андрей Денисов, исполнительный директор российского представительства, отметил: "Наличие соглашения о сотрудничестве между нами и НПК снимает множество вопросов как со стороны наших клиентов, так и страховых партнеров". Говоря о сотрудничестве с западными коллегами, глава РНПК Николай Галушин отмечал, что включение в перечень партнеров брокера "Марш" создает для российской компании дополнительные плюсы.

О каких плюсах идет речь? Лысаков напоминает, что государство пошло на создание РНПК, в частности, ради того, чтобы перестраховочные риски отечественными компаниями передавались именно российским компаниям, в том числе и для того, чтобы предотвратить нелегальный вывод капиталов под видом перестраховочных операций. Фактически российская компания должна была вытеснить иностранцев с рынка, тем более что многие из них давно пользуются сомнительной репутацией даже у себя на родине.

Но если уж РНПК была готова выводить средства за рубеж, то что делать остальным? Например, "Норильскому Никелю", "РусГидро", "Россетям" и многим другим, которые проводят аналогичные торги, поручая свои риски все тем же иностранцам.

А ведь речь часто идет даже не о страховании, а о посредничестве. Сами брокеры никого не страхуют, они лишь рекомендуют, какую страховую компанию выбрать для защиты рисков. А вот как это делают Willis, Marsh, Aon, отлично известно даже в английских и американских судах. Тот же Willis, по данным зарубежных СМИ, был оштрафован в Великобритании в июле 2011 года за то, что перевел 139 тыс. на счета третьих лиц в России и Египте. Как отметили тогда в Управлении по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FSA), подобные подозрительные платежи с высокой степенью риска похожи на выплату взяток.

Не успела компания урегулировать вопрос со штрафом в размере 6.895 млн, наложенным FSA на брокера в 2011 году за недобросовестную борьбу со взяточничеством и коррупцией, как год спустя здесь разразился новый скандал. Компании пришлось уволить сотрудника авиационного подразделения, после того как на счетах Willis обнаружились излишки в размере $ 28 млн. Компания заявила, что уволенный сотрудник "грубо нарушил" политику брокера. Но судя по частоте, с которой Willis попадает в подобные скандалы даже у себя на родине, можно предположить, что наоборот - сотрудник строго следовал политике компании, но попался.

Кстати, уже упоминавшееся ЗАО "Марш - страховые брокеры" - это российское представительство компании Marsh , которая, если верить иностранным СМИ, в период с 2004 по 2009 годы фигурировала в прокурорских расследованиях в разных штатах США в связи с коррупцией при ведении дел. Обвинения компании предъявлялись в Нью-Йорке, Калифорнии, Коннектикуте, Огайо, Флориде и других штатах. И каждый раз речь шла либо об искусственном завышении цен и получении откатов от страховых компаний за направление к ним бизнеса, либо о мошенничестве в делах с государственными контрактами и нарушении антимонопольных законов. Суммы штрафов и выплаченных компанией компенсаций обманутым клиентам составляли сотни миллионов долларов.

Международные компании брокеров владеют практически полной информацией о финансовом состоянии тех компаний, на которые обрушиваются западные санкции

В 2011 году брокеры отвечали в рамках коллективных претензий, предъявленных генеральными прокурорами штатов, после чего компании в очередной раз согласились не принимать условные комиссионные вознаграждения, а проще говоря, откаты за манипуляции бизнес-процессами в индустрии страхования.

Нечего сказать, хороший выбор был, скажем, у одной из наших ведущих компаний по добыче углеводородов на конкурсе. Можно предположить, какие "отличные" рекомендации мог предоставить Willis российской корпорации по выбору страховщика. Тем более что компанию, по неподтвержденным данным, подозревали в том, что она рекомендовала американским пенсионным фондам страховые компании с наиболее дорогими тарифами. Но вот к российским нефтяникам она, конечно, испытывает большие симпатии...

Со скомпрометировавшими себя на страховом рынке компаниями всегда неохотно работали в США, Канаде, Китае. В России же они активно работают в сфере услуг по перестрахованию, фактически подмяв под себя этот рынок. Действительно, если посмотреть на Совет российской саморегулируемой организации "Ассоциация Профессиональных Страховых Брокеров", то окажется, что он на четверть состоит из "иностранцев". Здесь есть представители Marsh и Aon, возможно, скоро будет и Willis. Не потому ли, что к этой компании англо-американских брокеров так благоволит АО "РНПК" вплоть до возможности передать ей часть своих функций по перестрахованию?

Член Совета Ассоциации Элла Платонова по совместительству является председателем Совета по перестрахованию АО "РНПК". Еще в 90-е г-жа Платонова создала и возглавила московский филиал одного из первых в России перестраховочных акционерных обществ "Находка Ре", а впоследствии развивала его европейское представительство, активно работая с англо-американскими брокерами. Среди членов совета РНПК глава представительства американской перестраховочной компании Gen Re Капитолина Турбина, гендиректор французской перестраховочной компании "Скор П. О." Дмитрий Благутин, гендиректор "РТ-Страхование" ("Ростех-Страхование") Валентина Ракитина.

Стоит ли удивляться, что в России мало страховых организаций, по-настоящему заинтересованных в развитии национально ориентированного перестраховочного бизнеса, зато очень много структур, которые не прочь бы вывести средства из страны на счета западных брокеров? Центробанку только и остается констатировать, что в январе-феврале этого года, по предварительной оценке, вывоз капитала из страны составил $9,8 млрд, что в 2,2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Вячеслав Лысаков считает, что сделки, подобные закупкам РНПК на перестрахование у англо-американских брокеров, направлены на вывод средств из страны. И ладно, если бы речь шла лишь о содержании чьих-то яхт или лондонских особняков. Но ведь можно допустить, что международные компании брокеров владеют практически полной информацией о финансовом состоянии и сделках тех самых компаний, на которые в первую очередь обрушиваются западные санкции. А это уже совсем другая проблема.

В условиях ужесточающихся санкций и попыток подорвать экономику нашей страны сделки с зарубежными брокерами вызывают негативную реакцию у многих участников страхового рынка и экспертов, и в первую очередь возникает вопрос, можно ли их назвать честными.

Руководитель Центрального Исполкома общероссийской общественной организация "Офицеры России" Александр Михайлов считает, что все зависит от того, насколько чисты подобные сделки. "Надо учитывать, что иностранные компании получают доступ к финансовому состоянию, сделкам, технической документации наших стратегических предприятий, в том числе в сфере ВПК. И если сделки не чисты, то, безусловно, в этом случае присутствует угроза национальной безопасности. У министерства внутренних дел есть основания для этих проверок. Соответственно, оно будет принимать решение исходя из действующего законодательства. Надо разбираться, насколько лояльны эти сделки и соответствуют ли они интересам Российской Федерации", - полагает Михайлов.

Не странно ли, что иностранным банкам, которые могли бы кредитовать российскую промышленность, работать в условиях санкций запрещено, а страховым брокерам, которые не лишены возможности вывести средства из страны, нет.

Очевидно, что пока не будут предприняты меры по защите российского рынка и российских компаний от подобного рода сомнительных брокеров, западные санкции так и будут точечно бить по самым уязвимым местам российской экономики, а американский Госдеп, потирая руки, с удовольствием будет заявлять о том, как российские предприятия вытесняются с мировых рынков.