Правящая в Польше право-консервативная партия "Право и справедливость" уже два года пытается разжаловать генерала Войцеха Ярузельского. Дотянуться до плеч человека, ставшего символом эпохи в польской истории, и сорвать с них погоны - вот предел амбиций лидера партии "ПиС" Ярослава Качиньского.
Мышиная возня вокруг имени первого президента современной Польши начинается в этой политической формации каждый раз, когда ее политики приходят к власти. С тех пор, как 25 мая 2014 года Ярузельского не стало, те, кого раньше подавлял масштаб его личности, осмелели и приступили к активным действиям. А в Польше ни для кого не секрет, что самым болезненным ударом для него, для которого армия была любовью всей жизни, а военный мундир "второй кожей", разумеется, стало бы лишение воинского звания. Несмотря на польскую традицию называть бывших глав государства президентами, Ярузельский всегда просил называть его Паном Генералом. "Президенты приходят и уходят, а воинское звание - это навсегда", - пояснил он как-то в разговоре со мной.
Напомним, что военная карьера будущего генерала началась в 1943 году, когда 20-летний Ярузельский вступил в Первую армию Войска Польского на территории СССР. В составе армии он участвовал в освобождении Варшавы, в Берлинской операции. После войны окончил Высшую школу пехоты и академию Генштаба Войска Польского. С 1960 года он занимал высшие посты в вооруженных силах Польши, а в 1981 году Ярузельский совершил, как он сам признавал, самую большую ошибку в своей жизни - согласился пойти в политику, стал премьером, первым секретарем ЦК Польской объединенной рабочей партии, председателем Госсовета. 13 декабря 1981 года генерал Ярузельский ввел в Польше военное положение. Сам он не раз говорил, что на тот момент это было спасением для Польши, но в апреле 2007 года, когда у власти в стране была партия "ПиС", ему предъявили официальные обвинения в руководстве "вооруженной организацией преступного характера". Несмотря на его заслуги, Ярузельский был одним из инициаторов переговоров с оппозицией, которые завершились мирной передачей власти, 85-летнего генерала не оставляли в покое. "Я оказался на одной скамье с главарями банд, с рецидивистами", - с горечью говорил мне Ярузельский. И признавался: "Надеюсь лишь на одно, что я не доживу до приговора".
По данным местного издания Rzeczpospolita, больше половины жителей Польши выступают против принятия закона о разжаловании военнослужащих. Эти настроения в обществе, а также сложное положение Польши в Евросоюзе повлияли на решение президента Дуды. По его словам, сейчас международная общественность внимательно следит за ситуацией с соблюдением основ правового государства в этой стране. Лишение воинских званий людей, у которых нет возможности защитить свое имя, может вызвать вопросы у европейских институтов, следящих за соблюдением прав человека. Анджей Дуда пообещал, что в ближайшее время начнет консультации с министром обороны и представителями ветеранских организаций, чтобы скорректировать закон. Но, памятуя о предыдущих вето президента, можно предположить, что и после этих консультаций смысл закона не изменится.