04.04.2018 22:41
    Поделиться

    В самых необычных музеях Подмосковья собраны выпечка и рояли

    Когда душа просит нескучных выходных и желательно за городом, проще всего посетить один из нестандартных подмосковных музеев. Там не увидишь привычных музейных коллекций живописи или предметов быта с надписью "не трогать руками". Экспонаты в таких музеях можно потрогать, купить и даже... съесть, в чем убедились журналисты "РГ".

    Лавка древностей

    Когда-то у коллекционера-историка Александра Серегина возникла идея - собрать под одной крышей как можно больше предметов, чье время уходит или уже ушло. Так в Одинцовском районе Подмосковья появился "Музей позабытых вещей". "Первые экземпляры я находил на свалках, отмывал, реставрировал. Что-то привозили энтузиасты, которые ездят по деревням в поисках фольклорных находок. Ну а потом обо мне начали говорить, и люди сами стали приносить то, что им больше не нужно", - рассказывает Александр.

    "Музей позабытых вещей" - это, наверное, единственный во всем Московском регионе музей, куда пускают без билета. "Заработать на музее баснословные деньги я не стремлюсь. Цель у меня другая: показать быстротечность времени", - продолжает Серегин. Надо сказать, это ему удается. Вот стоят рядом "дед с внуком" - ребристый деревянный рубель и чугунный утюг, в который насыпались угли из печи (а еще таким утюгом наши бабушки любили колоть орехи!). Между этими предметами каких-то 20 лет, а как за это время ушел вперед прогресс - от примитивной деревяшки до почти современного утюга.

    "А еще в старых вещах хорошо видна идеология того или иного времени. Например, пылесос 70-х годов вам ничего не напоминает?" - спрашивает Серегин. А ведь напоминает. Длинный, округлый, с заостренным концом - да это же ракета! Похожа на что-то космическое и печатная машинка тех лет, и даже мебель имеет общие черты с летательным аппаратом. "Правильно, ведь именно на 70-е годы началось покорение космоса, и это нашло отражение в бытовых вещах", - резюмирует коллекционер.

    Калачи начала века

    Казалось бы, что можно выставить на обозрение в музее калача? Мало того, что продукт скоропортящийся, не интересный уже на второй день после выпечки, так в нем еще и никакой фантазии нет - калач ведь не может быть треугольным или, скажем, фруктово-ягодным. Но в Коломне считают иначе. "Калач - основа любой трапезы, которую на Руси обычно делили только с уважаемыми людьми. Недаром же цари, желая показать особое расположение патриарху или другим особам высокого звания, посылали им от своего стола именно калачи", - рассказывает мастер-калачник Михаил Марин. И именно процессу изготовления русского калача посвящен одноименный музей в подмосковной Коломне. Это, к слову, единственный в России музей, в котором к концу каждого дня не остается ни одного экспоната - их с удовольствием съедают посетители.

    В старых вещах хорошо видна идеология прошлого: все важное для страны находило отражение в предметах быта

    Процесс выпекания калачей здесь создали по старинным рецептам. Один музейный показ - это полный цикл калачного производства от приготовления хмелевой закваски до замешивания теста и разделки его на ледяном столе, что придает будущим хлебным изделиям неповторимый воздушно-хрустящий вкус. Потом калачи прямо при зрителях выпекают и выносят к столу. Нет, не так... Прежде чем поставить горячий и ароматный калач на стол, для посетителей музея проводят мастер-класс - как правильно его есть. "Калачи не едят, как вздумается. Начинают непременно с зажаристой "губы" и заканчивают теплым мякишем "животка", - инструктирует Михаил. Кстати, печь, в которой выпекают музейные калачи, отреставрирована по чертежам XIX века и топят ее только березовыми дровами без коры. Другие виды топлива портят готовым изделиям вкус.

    Форте и пиано

    А в Раменском районе Подмосковья совсем недавно открылся музей "Семья роялей". Его хозяин коллекционер Владимир Виноградов умудрился собрать в одном и не самом большом доме 10 музыкальных инструментов. И не абы каких - каждый экспонат этого музея имеет свою историю.

    Вот, например, большой концертный рояль 1872 года фирмы "Бехштейн". В архивах этой немецкой фабрики значится: инструмент купил для Московской консерватории Артур Рубинштейн - друг и учитель Чайковского. Есть тафель-клавир фабрики "Шредер", переживший блокаду Ленинграда. Или немецкий рояль в стиле барокко. Не все экспонаты, правда, работают - уж больно дорогое удовольствие реставрировать старые рояли, к тому же каждые полгода инструмент нужно настраивать, чтобы он не терял работоспособности. Но на некоторых можно вполне недурно играть.

    "Коллекцию я начал собирать несколько лет назад, когда дети стали заниматься музыкой. Хотелось, чтобы они играли на инструменте с историей", - рассказывает Владимир. Он хотел бы пополнить коллекцию еще двумя-тремя экспонатами, чтобы можно было полностью проследить путь развития фортепиано от начала его изобретения до сегодняшних дней. И тогда хозяин музея будет поистине счастлив.

    Кстати

    В подмосковной Истре, прямо на территории завода по производству слабогазированных напитков, открылся музей "Мир кока-колы". Любители колы теперь могут узнать историю ее появления, увидеть всю тару, в которую когда-либо разливали этот напиток, а также ознакомиться со спортивной атрибутикой, связанной с брендом Coca-Cola. Экскурсии в музей начнутся с середины апреля.

    Поделиться