04.04.2018 08:53
    Поделиться

    В Киргизии задумались над принятием мер по популяризации электромобилей

    В правительстве КР всерьез задумались над принятием мер по популяризации электромобилей в стране. С начала 2018 года чиновники выступили с несколькими предложениями по этому поводу. Их поддержали и депутаты парламента страны.

    В числе госорганов, выдвинувших соответствующие инициативы, - Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР (ГАООСиЛХ). В ведомстве, прежде всего, озабочены ежегодно увеличивающимся количеством выбросов вредных газов в атмосферу, особенно в городах страны. Главным источником загрязнения воздуха, согласно исследованиям местных ученых и представителей общественных организаций, являются именно автомобили, так как крупные промышленные объекты - заводы и фабрики на территории того же Бишкека - не работают уже более двадцати лет.

    Госагентство предложило, во-первых, наладить работу общественного транспорта, сделав особый упор на троллейбусы, чтобы они приезжали на остановки вовремя, во-вторых, отрегулировать светофоры. По словам главы ГАООСиЛХ Абдыкалыка Рустамова, автомобили должны проезжать перекрестки чаще, так как больше всего выбросов происходит, когда они стоят, дожидаясь зеленого сигнала. В-третьих, рекомендовано отменить таможенные пошлины на гибридные машины - с электрическим и двигателем внутреннего сгорания - и электромобили. "Эти меры сделают жизнь удобнее и помогут сэкономить деньги", - отметил Абдыкалык Рустамов.

    Кроме того, в госагентстве планируют внести в законодательство норму, обязывающую автовладельцев платить государству за износ "железных коней". Как сказал замдиректора ГАООСиЛХ Арсен Рыспеков, "за годы эксплуатации".

    Инициативу экологов практически сразу поддержали депутаты парламента Киргизии. Но не всю, а только в отношении отмены таможенных пошлин. По словам законодателя Алзмабека Токторова, такая льгота будет способствовать активному ввозу и продаже в стране электромобилей. "Воздух в результате станет чище. Плюс еще и в том, что электроэнергия у нас дешевая", - добавил народный избранник.

    Стоит отметить, что с первого января 2018 года Государственная регистрационная служба КР начала регистрировать электромобили. Впервые данный вид транспорта включили в тарифную оценочную сетку. Цена, как пояснили в службе, зависит от мощности двигателя. В среднем постановка на учет такой машины стоит от одного до пяти процентов от ее рыночной стоимости.

    В целом правительство надеется, что активное использование в Киргизии электромобилей поможет продвижению имиджа республики как страны с "зеленой экономикой".

    Между тем независимые эксперты скептически оценивают намерение властей улучшить таким образом экологическую ситуацию в КР. Предложенные меры не принесут желаемых результатов. Для этого необходимы кардинальные, а не косметические изменения.

    Дело в том, что электротранспорт в Киргизии сегодня не просто непопулярен. Согласно официальной статистике, по дорогам страны передвигается несколько десятков таких машин, в том числе одна "Тесла", которая считается этолоном среди электрокаров. По данным Государственной таможенной службы, в 2017 году в КР ввезли 29 электромобилей, при этом были заплачены пошлины в размере 42 тысяч долларов.

    Всего в Киргизии на данный момент зарегистрирован почти миллион автотранспортных средств, большая часть которых имеет мощность двигателя до трех тысяч кубических сантиметров.

    - Автолюбители пока не верят в электромобили настолько, чтобы отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания, - сказал корреспонденту "РГ" эксперт Темир Болотов. - Если сегодня купить такую машину, то проблем у вас в результате будет больше, чем удовольствия от езды.

    Первый момент - ремонт и запасные части. В Киргизии нет специализированных станций техобслуживания, куда можно было бы отправить электромобиль в случае его поломки. А они нужны. Автор статьи лично был свидетелем такой ситуации: та самая единственная в КР "Тесла" приехала на СТО для того, чтобы поправить развал - схождение. Это несложная операция, которая занимает максимум полчаса времени. Однако мастер, проведя несколько минут под днищем авто, отказал водителю. "Не знаю, с какой стороны подступиться", - объяснил он.

    Что касается запчастей, то их придется заказывать и затем ждать - от 10 до 20 дней, - пока привезут. "Первый раз сталкиваемся с подобной просьбой", - сказали корреспонденту "РГ" в магазине, когда он попытался выяснить, есть ли в наличии детали для той же "Теслы".

    Вторая проблема, с которой неизбежно столкнутся владельцы электромобилей - зарядка "железных коней". Нет в республике необходимой инфраструктуры - станций, на которых в батареи авто "вливают" энергию. Конечно, можно использовать домашнюю розетку. По крайней мере, специалисты не запрещают так поступать, но предупреждают: уйдет на это у вас не меньше суток, а счет за электроэнергию, который вы получите в конце месяца, вас шокирует.

    С учетом этих и других моментов - к примеру, высокой стоимости электромобилей, - желание улучшать экологическую ситуацию в стране таким образом отходит на второй план.

    Лучшим вариантом, как отмечают экономисты, стало бы приглашение в страну крупного инвестора, который вложил бы средства в строительство инфраструктуры для зарядки электромобилей, специальных станций технического обслуживания. Кроме того, государство вместе с отменой таможенных пошлин могло бы взять на себя часть расходов на приобретение киргизстанцами экологически чистого вида транспорта.

    Впрочем, еще лет семь-восемь назад то же самое говорили и про автомобили, использующие газ вместо бензина. Количество последних также сначала было невелико, а сегодня их уже почти 20-25 процентов от общего количества автотранспортных средств в стране и становится все больше. Все потому, что заправляться голубым топливом намного дешевле.

    Справка "РГ"

    Электромобиль - автомобиль без двигателя внутреннего сгорания, вместо которого используется электродвигатель, работающий от аккумуляторной батареи. В качестве топлива применяется элект-роэнергия. Вы просто заряжаете аккумулятор от специальной розетки и можете ездить, пока батарея не сядет.

    Поделиться