Военные со всего мира обсудили борьбу с террористами в Сирии

Как поведут себя террористы после разгрома в Сирии и как противостоять их планам, обсуждали в среду в Москве высокопоставленные военные из десятков стран, прибывшие в российскую столицу на 7-ю Московскую международную конференцию по безопасности.

"В этом году в центре нашего внимания - перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке после разгрома ИГИЛ ("Исламское государство" - организация, запрещенная в РФ. - Прим. "РГ") в Сирии", - сказал в приветственном слове к участникам конференции президент РФ Владимир Путин. Приветствие главы государства зачитал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

"Очевидно, что, несмотря на свое военное поражение, эта террористическая группировка сохраняет деструктивный потенциал, способность быстро менять тактику и совершать вылазки в различных странах и регионах мира", - отметил Путин.

В этой связи российский президент призвал задуматься о новых формах многостороннего взаимодействия, способных закрепить успехи в борьбе с терроризмом и пресечь распространение этой угрозы.

А вот взаимодействия с некоторыми игроками мировой арены достичь как раз пока не удается. О причинах недопонимания на конференции доходчиво рассказал министр обороны РФ Сергей Шойгу.

- В сентябре 2015 года Россией было принято решение об оказании помощи законному правительству Сирии в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями. Хотели бы напомнить, что до этого так называемую войну с боевиками вела возглавляемая США антитеррористическая коалиция, в которую входило более 30 передовых в военном отношении государств. Были задействованы значительные ресурсы, в том числе авиация и силы специального назначения, - напомнил глава Минобороны России.

Однако зримых результатов достигнуто не было. При этом территории, подконтрольные ИГИЛ в Ираке и Сирии, только расширялись. "Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами. Видимо, цель была другая - расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нем свое военное и экономическое присутствие", - резюмировал Сергей Шойгу.

Примерно о том же говорил и Николай Патрушев, осудивший попытки ряда государств под надуманными предлогами действовать нелегитимно, в обход ООН. По его словам, такие действия приобрели в последние годы систематический характер.

- Налицо претензии ряда стран на роль прокуроров и судей мирового масштаба в одном лице, допускающих укрепление мира при помощи силы, если этого требуют их узкокорыстные интересы, - заявил секретарь Совбеза.

- Обыденным делом стало выдвижение бездоказательных обвинений, вмешательство в дела суверенных государств, применение к ним военной силы или односторонних санкций", - указал Патрушев.

Цель коалиции была другая - расшатать ситуацию в Сирии, закрепить там свое военное и экономическое присутствие

В Сирии сложившуюся практику удалось переломить благодаря операции российских Воздушно-космических сил и созданию реального антитеррористического альянса с участием Ирана, России и Турции. В итоге за два с небольшим года от террористов была освобождена основная часть территории страны. С боевиками, которые еще не сбежали, в настоящее время идут детальные переговоры по сложению оружия. Самое главное - были сорваны планы по образованию в регионе псевдохалифата.

Вместе с тем, признает Шойгу, при объединении усилий с коалицией, возглавляемой США, историю с ИГИЛ в Сирии удалось бы закончить значительно раньше и с меньшими потерями.

- Сегодня мир проходит через переломный этап. Претензии отдельных стран на исключительность подталкивают к новой гонке вооружений. На фоне этого усиливается антироссийская риторика, активизируется недружественная военная деятельность вблизи наших границ, - отметил глава российского военного ведомства.

У российских военных вызывает озабоченность безостановочное усиление группировки американских войск в Восточной Европе. "Складывается парадоксальная ситуация: НАТО стремится нарастить и модернизировать военную инфраструктуру у российских границ. При этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности. То есть сами себя запугивают несуществующей российской угрозой, а затем планомерно увеличивают военный потенциал", - разъяснил Сергей Шойгу.

В настоящее время в Прибалтике и Польше уже размещен десятитысячный контингент, имеющий все виды наступательных вооружений. Активизируется деятельность флотов США и других стран НАТО в Черном и Балтийском морях. Количество учений и тренировок Североатлантического альянса существенно выросло. По словам министра обороны России, они носят явно антироссийскую направленность.

А бороться надо не с псевдороссийской угрозой, а с реальными террористами. "25 терактов было предотвращено в РФ в 2017 году, четыре террористам все-таки удалось осуществить", - заявил директор ФСБ России Александр Бортников.

"Ни одно государство не может чувствовать себя полностью защищенным. Данная ситуация осложняется еще и тем, что террористы используют современные средства поражения - ударные беспилотные летательные аппараты", - рассказал Сергей Шойгу, отметив, что только в течение последних 3 месяцев российские военные уничтожили в Сирии 17 таких аппаратов.

Он уточнил, что беспилотники, применяемые боевиками в Сирии, оснащены боеприпасами и способны действовать на расстояния свыше 100 км. А их создание было бы невозможно без технического содействия развитых стран.