Можно ли в этот день печь куличи, красить яйца, готовить творожные пасхи: хозяйки часто делают это именно в субботу, но на Благовещение, как известно, "работать грех"? Давайте разбираться по порядку, надеюсь, заодно уясним, зачем нам вообще промежуточные этапы - Великий пост, Страстная, и можно ли отпраздновать Пасху, если ты все эти прелюдии для себя упразднил
1. Чтобы исключить любые спекуляции на тему апокалипсиса, отвечу сразу: никакой мистической составляющей в совмещенности Страстной (Великой) субботы с праздником Благовещения нет. Событие это хоть и нечастое, но все-таки случающееся, в прошлый раз такое произошло в 2007 г., и ничего, живем. Дело в том, что Пасха, праздник Светлого Воскресения Христова, имеет переходящую дату, то есть каждый год это разные дни в период между 4 апреля и 8 мая по новому стилю, а вот Благовещение всегда отмечается 7 апреля, тут дата неизменна и отстоит от праздника Рождества Христова ровно на девять месяцев (древние христиане называли праздник Благовещения "Зачатием Христа"). Если Пасха ранняя (с 4 по 13 апреля), то Благовещение может выпасть как на неделю до празднования Пасхи, то есть на Страстную, так и на неделю после - на Светлую. И это означает лишь то, что богослужение в этот день будет иметь особенности, связанные с двойным значением дня. Хотя чаще всего празднование Благовещения попадает на Великий пост. Я специально открыла Пасхалию - календарь дат Пасхи и посмотрела, сколько раз и когда праздник Светлого Воскресения Христова выпадал на 8 апреля. С 1700 г. такое случалось аж десять раз, каждый такой год был абсолютно рядовым, никак не отличившимся хоть какой-нибудь завалящейся катастрофой. Так что не будем нагнетать атмосферу и в 2018 году.
2. Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, посвященный Благой вести (отсюда название), которую юная Дева Мария получила от Архангела Гавриила. Благой вести о том, что она станет Божьей Матерью. "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами", - этими словами, ставшими потом молитвой, Архангел Гавриил обращается к будущей Матери Христа. Церковь установила в честь радостного события праздник, потому что это была Благая весть не только для Марии, но и для всего человечества. Весть о том, что скоро в наш мир придет Спаситель. Благовещение один из двенадцати великих праздников, в этот день ликующей радости отменяется пост и никто не работает - "девица косу не плетет, птица гнезда не вьет".
Страстная, или как еще говорят, чтобы подчеркнуть величие этого дня, Великая суббота, напротив, день молчаливой скорби. Позади предательство Иуды, арест Христа, Его неправедное осуждение, путь на Голгофу, Распятие, страдания на Кресте и смерть. Великая суббота день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Поэтому и указывает нам Церковь: "да молчит всякая плоть" - смерть сильна, она вызывает страх и трепет. Может, отсюда пошла минута молчания, которой поминают усопших? Забудем о земном, временном, вглядимся в вечность.
3. И тут мы подошли к вопросу не просто любопытному, крайне важному. В один день сошлись, столкнулись две противоположности: радость о новой жизни и горечь смерти. Ликование и молчание. Что выбирает Церковь? Чему отдает предпочтение? Что у нас 7 апреля 2018 года? Пост или праздник? "Если Благовещение выпадет на Великую субботу, вкушение рыбы и елея (растительного масла) не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино", - читаем в богослужебном уставе. То есть все-таки строгий пост, и вино тут только для укрепления сил: позади напряженнейшие службы Страстной недели, служба Великой субботы долгая, а впереди еще Всенощное бдение Пасхи.
С богослужениями та же история. Даже такой знаковый праздник, как Благовещение, не может поменять установление служить в Страстную субботу литургию Василия Великого, а не литургию Иоанна Златоуста, звучащую в праздник Благой вести. О чем это говорит? О том, как бережно Церковь относится к душе человека. Смотрите, позади трудный сорокадневный Великий пост, путь покаяния и очищения себя от страстей, путь, на который мы и вступили не просто так, с налету, а испросив прощения и простив всех в Прощеное воскресенье. После Великого поста двухдневная передышка: в Лазареву субботу мы задумываемся, что такое жизнь и смерть, на Вербное, радуясь, приветствуем Христа, помня, что Он идет на страдания. И мы за ним, шаг за шагом, по мере своих сил пытаемся пройти Страстную неделю, включаясь в евангельские события, осмысливая, что есть подвиг любви... Так можно ли теперь, в день максимального напряжения, в день погребения Христа, в день, когда в храмах звучит "Не рыдай, Мене Мати, видя Меня во гробе...", сорваться в радость, пусть даже календарно оправданную? Церковь воспитывает душу, постепенно взращивая в ней лучшее, а не калеча шоковой терапией по принципу из огня да в полынь.
4. Но что делать тем, у кого не получилось поститься? Кто пропускал богослужения? Забыл, когда в последний раз причащался? Неужели он отлучен от пасхальной радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы не приходим на Божественную литургию, не принимаем Тела и Крови Христовых, мы сами отлучаем себя от Бога. Но как ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких, явившихся к Нему в последний момент. Во время пасхальной всенощной в храмах читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста", звучит такая утешительная весть: "Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, ... и дела приемлет, и намерения целует... Потому-то все войдите в радость Господа своего... Богатые и убогие, ... ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь..."
По преданию Мария из Магдалы, одна из учениц Иисуса, которую Он исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо со словами самой главной вести на этом и том свете: "Христос Воскресе!" Почему яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой - гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Это был смелый шаг: Тиберий умел подавлять смуты, знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал отважное исповедование веры: "Христос Воскресе!" Подчеркнем, что это по преданию, историки о событии молчат. Но вот подтверждения тому, что в V-VI вв. яйца к Пасхе уже красили, есть. Причем делали это и в годы гонения на христиан. Почему душа народная так охотно подхватила традицию и несет ее сквозь века? Может потому, что жаждет освятить благой вестью "Христос Воскресе!" все пространство своей жизни - и стол, и дом, и общение с близкими.