Он стал обладателем почетного приза "За выдающийся вклад в киноискусство".
О Захарове - театральном лидере - писали много. О Захарове - кинорежиссере - почти никогда. Он снял семь фильмов, но если судить по прессе, они провалились в черную дыру. При том, что относятся к любимейшим. А "Обыкновенное чудо" входит в тройку рекордсменов зрительских рейтингов вместе с "Иронией судьбы" Рязанова и "Семнадцатью мгновениями весны" Лиозновой.
Когда-то Захаров подумывал о кино всерьез - писал сценарий для "Земли Санникова", был соавтором "Звезды пленительного счастья". И написал лучшее, что есть в "Белом солнце пустыни", - письма Сухова. Многое ушло в афоризмы: "Иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет". Но "зазря убиваться не советую - напрасное это занятие". Между этими полюсами (тоска с клешнями - но зазря не убиваться!) и расположились затеи Захарова.
Театр для него равен жизни, а герои, заколотые картонным кинжалом, истекают настоящей кровью. Театр - зона свободной мысли, торжествующего благородства и посрамленного зла. Даже если зло, как в "Драконе", вечное. Даже если зрители - оглохшая толпа. "Дом, который построил Свифт" разлетелся бы на крылатые фразы, если бы фильм показывали чаще. Но не показывают: "Свифт нанял актеров, но губернатор оказался хитрее - он нанял зрителей".
Кино Захарова оказалось провидческим. Его фильмы умны, хорошо оснащены метафорами и аллюзиями. Наибольшей любовью пользуется "Обыкновенное чудо". Здесь прелестно все - от Принцессы с упрямо наморщенным лобиком до тирана-Короля, который свою шкодливость считает неизбежным умилительным злом.
7 и 8 апреля на экранах фестиваля - "Убить дракона" по пьесе Евгения Шварца. Фильм потрясающий, не оцененный критиками. Янковский здесь в роли Дракона, который не исчадие ада, а тот же Демиург, но разуверившийся в людях. Он почти страдает, видя, как легко унижаются перед властью, теряют лицо, добровольно становятся слепцами. Это Хозяин, убежденный, что люди не доросли до свободы. Вывод был пророческим: Дракон повержен, но драконы, которых он ввинтил в людей, живы. Люди остаются рабами, свобода их пугает.
...Марк Захаров поставил семь фильмов. Почему не было продолжения? Кино становилось бытоподобным, отказалось от музыкальной комедии, от условности, от "живого урока" и вплотную приблизилось к отказу от интерпретации вообще. Захарову с этим процессом было не по пути. А выглядеть белой вороной он не хотел.