Как на ростовского активиста Народного фронта возбудили дело

На прошедшем в Калининграде медиафоруме ОНФ журналисты попросили Владимира Путина защитить народного "фронтовика" из Ростовской области Сергея Левченко. Уголовное дело, в которое он влип, насчитывает 13 томов. Шесть раз ему предъявляли обвинение, каждое - страниц по 30. 4000 листов скрупулезных разбирательств, постановлений и пояснений, опросов, свидетельств и запросов. Сергей говорит, что все дело знает наизусть. Еще бы, как иначе защищаться от обвинений? Времени заниматься чем-то другим вот уже два года у него попросту нет. Что и требовалось его недоброжелателям.

Когда Сергей пришел на энный по счету опрос-допрос, он испытал легкое потрясение. На столе у следователя лежало только что подшитое дело - на тот момент девятитомное. Рядом - здоровенная катушка толстой белой нитки. И Сергей осознал всю точность народной фразы "шито белыми нитками". Оказывается, это вовсе не фигура речи!

А теперь с самого начала. Сергей Левченко по специальности инженер дорожного строительства. И после окончания соответствующего вуза 20 лет только и занимался прокладкой трасс. Стал одним из первых предпринимателей, кто взялся за ремонт дорог. Следил за всем, что появляется нового, заимел даже несколько патентов на современные технологии. Скоро понял, что ремонт дорог - это сизифов труд, и тот камень, что он тащит в гору, все время скатывается обратно - столь несовершенны и технологии, и тендеры, и люди. Поэтому, когда узнал о создании Народного фронта, вступил туда одним из первых. Сначала выступал в качестве эксперта, затем стал членом регионального штаба, а потом возглавил группу "Оценим качество дорог".

К осени 2015 года Левченко и его группой были пройдены тысячи километров дорог в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае. Ими изучены все ямы в Ростове, каждый ухаб.

- Знаете, что такое правильно уложить асфальт? Это идеально спланировать, выровнять и утрамбовать землю, чтобы она имела уклон для отвода воды в обе стороны. Затем уложить песок - чистый, без ила, любое отложение ила - новая проблема в будущем. Затем уплотнить, укатать песок, который насыпан не более чем на 60 сантиметров - больший слой не утрамбуется. Только затем уложить новый слой и снова утрамбовать катком, - об асфальте Сергей рассказывает, как мать о первых шагах младенца. - Я был свидетелем, как засыпали яму возле арбитражного суда: приехал самосвал и свалил в мерзлую комковатую землю гору песка с кусками ила. О каком качестве может идти речь? Асфальт там не прослужил и трех месяцев.

- На ремонт дорог выделяются колоссальные деньги, - говорит Сергей. - А мы столкнулись с тем, что объекты сдаются сплошь и рядом с браком, и заказчики, заведомо зная это, их принимают.

При очередном мониторинге в рамках проекта "За честные закупки" осенью 2015 года "фронтовики" выявили, что ОАО ДРСУ, выполняющее, кстати, около 70 процентов всего ремонта дорог в Ростове-на-Дону, в начале октября заключает 400-миллионный контракт на ремонт сразу 24 улиц, причем не самых маленьких: Вавилова, Ленина, Буденновского проспекта.

- Как технический специалист понимаю, что качественно такой объем физически не осилить. Тем более перед зимой. Самые вопиющие примеры - развалившееся покрытие на улице Вавилова, где на сложном подъеме с Каменки асфальт вообще не был уплотнен. На улице Ленина большую часть покрытия уложили так, что и без экспертизы было ясно, что асфальт не переживет зиму. Это и подтвердилось: через две недели ремонт начали заново.

Активисты ОНФ собрали круглые столы с участием чиновников-заказчиков, прокуроров и подрядчиков и рассказали обо всех результатах своего мониторинга. Показали протоколы испытаний и экспертные заключения независимых лабораторий. Такие дороги принимать нельзя, заявили фронтовики. Сергей у всех на глазах продемонстрировал кусок вырубки свежего асфальта и, не будучи былинным богатырем, разломил его пополам. Асфальт крошился, как свежее печенье. Тем не менее в конце года дороги были приняты в эксплуатацию, деньги выплачены, а власти рапортовали об успешной сдаче объектов.

- Мы написали письма в прокуратуру, СК, прочие органы. Пришли ответы о взысканиях, выговорах и замечаниях. На этом все. Ни одного уголовного дела, - возмущается Сергей.

Зато уголовное дело появилось против самого Левченко. Вначале была инициирована проверка деятельности в период его работы исполнительным директором дорожной компании. С декабря 2015-го по март 2016-го Левченко вызывали на допросы. В марте было вынесено постановление в отказе от возбуждения уголовного дела.

- В следующем, 2016 году, опять затевался большой ремонт. Снова золотым дождем пошли средства. Мы собрали в апреле 2016 года круглый стол, предупредили, что намерены контролировать каждый рубль. И очень активно и пристально наблюдали за процессом строительства вместе с лабораторией и заказчиками. Выяснив, что по коэффициенту уплотнения и водонасыщения образцы асфальта не соответствуют нормам, пригласили независимых экспертов, тех, что принимали трассу для "Формулы-1" в Сочи. Они подтвердили наши опасения, - говорит Сергей.

На встрече с президентом в 2016 году подняли эту проблему: в Ростове более половины дорог отремонтировано некачественно, идет прямое хищение денег. Тем временем в истории Левченко появляется новый документ об отмене постановления об отказе от уголовного преследования. Районная прокуратура требовала возбудить дело по 159-й статье, части 4 "Мошенничество путем хищения". Началось новое расследование.

- Экспертов ОНФ удивляет тот факт, что в результате мониторингов выявлены бракованные участки дорог на миллиарды рублей, а уголовное дело завели в отношении активиста, который эти нарушения выявил, - прокомментировал руководитель регионального исполкома ОНФ в Ростовской области Михаил Сапрыкин. - Так, хотели уличить активиста в строительстве забора для собственной дачи, для которого он якобы приобрел металл. Приехали с обыском на дачу, но никакого железного забора вообще не обнаружили.

- До сих пор непонятно, в чем собственно обвиняют Левченко. Формулировка обвинения постоянно меняется, сменилось четыре следователя, прокуратура десятки раз возвращает дело на доследование, - говорит его адвокат Денис Потемкин. - Мы настаиваем: сделайте экспертизы, опросите свидетелей, но следствие игнорирует эти заявления.

Пока ведется следствие, а ведется оно уже два года, активист Левченко отстранен от всех важных дел и семь месяцев находился под домашним арестом.

После вмешательства ОНФ ретивые правоохранители притормозили. Правда, выехать в Петербург на форум, где фронтовики хотели обсудить эту проблему перед главой государства, Левченко не дали: он под подпиской о невыезде. Сейчас генпрокуратура проверяет обоснованность возбуждения уголовных дел.

Комментарий

Александр Васильев, депутат Госдумы и координатор проекта ОНФ "Дорожная инспекция/Карта убитых дорог":

- Продолжительный период материалы по делу Левченко переходили из одного кабинета в другой. Безусловно, в этом деле наглядно виден конфликт интересов, который невозможно решить на региональном уровне. Поэтому помимо нашего постоянного контроля мы обратились в Генеральную прокуратуру РФ и Федеральную службу безопасности.