Как расписывают интерьеры храма Александра Невского в Симферополе

В июне 2019 года православные крымчане отметят 190-летие храма Александра Невского, уничтоженного большевиками и восстанавливаемого на протяжении последних лет. Скорее всего, это событие совпадет по времени с открытием собора. Корреспондент "РГ" побывал в храме и понаблюдал за самой ответственной, тонкой и кропотливой работой - росписью интерьеров.

С 2014 года, когда возрождение храма взял под патронаж президент России Владимир Путин, работы в церкви заметно ускорились, и сейчас вовсю идет роспись интерьера. Отделкой интерьера руководит Владимир Страшко из Сергиева Посада. Он не просто живописец - художник-монументалист, член Союза художников России и Украины, участвовавший в свое время в украшении многих храмов России и других стран, в том числе и восстановленного Петро-Павловского собора в Симферополе.

- Мы знаем, что делаем, и во имя чего, - говорит художественный руководитель и автор проекта Владимир Страшко. - Наша задача - максимально реализовать то умение и те возможности, какими наградил нас Господь.

Сегодня внутри храма происходит таинство чудесного превращения, благодаря которому гладкие белые стены и своды расцветут узорами и засверкают позолотой. Под главным куполом храма на строительных лесах работают живописцы разной специализации.

Антон Федосов приехал в Крым из Звенигорода Московской области и уже второй год расписывает стены собора каноническими орнаментами и святыми ликами. Виктор Лазаренко из Сергиева Посада - мастер-позолотчик. Оказывается, не только "купола в России кроют чистым золотом", во внутреннем украшении храмов довольно часто присутствуют элементы декора, покрытые позолотой.

Чтобы расписывать храм, мало быть просто художником. Надо иметь большой опыт и любовь к своему делу, чувствовать огромную ответственность и проявлять максимальное усердие без оглядки на выходные и праздники. А еще десятки раз в день подниматься и спускаться по лесам и подмостям, смешивать сотни красок и тысячи раз наносить их на поверхность, которую вначале нужно тщательно загрунтовать. Плюс учесть все нюансы освещения - дневного и искусственного, задать необходимую цветовую температуру помещения, внимательно изучить эскизы, нанести разметку на стены, подготовить десятки колеров и кисти самых разных размеров.

Среди помощников у Владимира Страшко есть и крымчане. Это разные специалисты, от подмастерья до живописцев высокой квалификации. Каждый делает свое дело.

- Конечно, если добавить сюда еще несколько человек, работа пойдет быстрее, но я не знаю никого из числа своего окружения, в том числе, моих учеников, кто сможет работать также хорошо, как те, кто сейчас рядом со мной, в этом храме, особенно Виктор и Антон. Это не просто лучшие мастера, они проверены работой и временем, - говорит Владимир Страшко.

При отделке стен храма применяют только отечественные материалы производства Загорского лакокрасочного завода, что в старинном русском городе Сергиев Посад. Даже масляная краска - только представьте - используется та, что была еще в СССР - старая добрая МА-15, изготовленная по советскому ГОСТу! В ее основе - только натуральные растительные масла, что является залогом высокого качества. При этом она ничуть не уступает современным и довольно дорогим зарубежным аналогам.

Работая с позолотой, нужно соблюдать тщательную осторожность, ведь сусальное золото, применяемое при отделке, это небольшие квадратные листики фольги из чистого золота весом всего 0,02 грамма! Так что работа эта очень ответственная и в буквальном смысле дорогая. Кроме того, до покрытия золотом, необходимо нанести на стены семь слоев олифы и лака.

Чтобы полностью покрыть золотом один квадратный элемент объемного декора размером 30 на 30 сантиметров - называется он кессон - уходит целый рабочий день, а площадь внутренней поверхности собора, подлежащая росписи и позолоте, - 4000 квадратных метров!

- Делаем один раз и на века, чтобы нашим потомкам не стыдно было приходить в храм, - говорит, улыбаясь, Виктор Лазаренко.

Не правда ли, судьба храма напоминает судьбу человека? Она так же полна событиями, есть свои невзгоды и радости, взлеты и падения, трагедии и триумф. У Александро-Невского кафедрального собора было рождение в муках, становление, гибель и, наконец, воскрешение - в новом мире, старой новой стране, но среди своих родных и близких прихожан. Совсем скоро отделочные работы закончатся, и храм откроет двери для крымчан и гостей полуострова.

- Знаете, для меня моя работа - это в какой-то мере искупление грехов моих предков, - добавляет в конце беседы Владимир Страшко. - Отец не был воинствующим атеистом, разрушение храмов категорически не поддерживал, но и к вере относился отрицательно. Тем не менее никогда не осуждал выбранное мной ремесло, за что я ему очень благодарен.

Мало кто задумывается сегодня, видя белоснежные стены и колонны храма, стройную колокольню и золотые купола, главный из которых символизирует богатырский шлем, о том, насколько храм отличается от первоначального. Главное, что он прекрасно вписывается в архитектуру города, словно и не исчезал никуда, притягивает к себе взор и рождает неподдельное чувство гордости. Не той гордыни, что является грехом, но чувство любви к своей родине, истории и памяти о прошлом, без которого, как известно, нет будущего.

Долгий путь к храму

У собора Святого Александра Невского, пожалуй, самая непростая судьба среди православных церквей Крыма. Идея возвести его появилась в 1787 году, после знаменитого Таврического вояжа Екатерины II по Крыму. В Симферополе императрица совершила обеденный молебен в деревянном и очень скромном в тот момент храме равноапостольных Константина и Елены (сейчас он находится за "Пассажем"). Ее возмутило, что спустя четыре года после присоединения Крыма в его столице была лишь одна крошечная бедная церковь. Светлейший князь Потемкин получил наказ о возведении собора.

Но строительство началось лишь при Александре I. Для этого был выбран бывший суворовский редут на склоне у Салгира, и в мае 1810 года при большом стечении горожан заложили первый камень. Но тот храм не построили. Из-за войны 1812 года работы были приостановлены, а само здание разрушилось во время одного из ураганов.

В 1821 году разработан и утвержден императором новый, третий по счету, проект собора. Его автор - петербургский архитектор, почетный член Императорской Академии художеств Иосиф Шарлемань. Место было выбрано новое - то самое, где и сегодня находится восстановленный собор. При этом Александр I пожертвовал на храм изрядную сумму. Сметная стоимость нового строительства увеличилась в два с половиной раза.

12 марта 1823 года состоялась закладка храма. Его строительство было поручено архитектору Ивану Колодину. Лишь спустя шесть лет, 3 июня 1829 года, в праздник Святой Троицы собор был освящен. С момента появления идеи его строительства прошло более 40 лет и сменилось 11 губернаторов! В 1860 году он получает статус кафедрального. В самом храме находилось множество духовных и исторических реликвий.

Спокойная жизнь храма оборвалась в 1917 году, когда церковь впервые ограбили, убив сторожа и взломав двери. Во время гражданской войны революционные моряки-черноморцы, выбивая из храма "врагов мирового пролетариата", разгромили колокольню. В 1922 году собор был закрыт. Некоторое время его использовали как склад ценностей, награбленных в церквях полуострова. Вскоре с колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, а в 1930-м принято решение о сносе собора. Взрывали храм под покровом ночи, с 26 на 27 сентября, рассчитывая на минимальное количество свидетелей. Тем не менее увидели взрыв десятки горожан.

В 1999 году Верховный Совет Крыма совместно с Симферопольской и Крымской епархией решили восстановить храм на историческом месте. Для этого был найден компромисс с общественностью, и после переноса памятника-танка Т-34 и перезахоронения бойцов Красной армии, погибших при освобождении Симферополя, в 2003 году началось строительство, затянувшееся на десятилетие.