В городах ЮФО участились случаи мошенничества со счетчиками

Эти "письма счастья" приходят в мой почтовый ящик с завидным постоянством. Обычный канцелярский бланк выглядит очень серьезно. Рассылает их некая Единая городская служба по учету водоснабжения. Логотип, телефон. Извещение о предварительной записи. Ссылка на Федеральный закон и постановление правительства о том, что индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку. Если ее не провести, то приборы считаются непригодными для учета потребления воды. И мне просто необходимо согласовать дату и время проведения процедуры. То есть, по сути, я сама должна вызвать сотрудников службы. Заплатить за поверку, узнать, что мои приборы просрочены или имеют "несовместимые с дальнейшей эксплуатацией дефекты" и их обязательно надо заменить на новые счетчики воды, которые готова продать эта же служба и установить их же за отдельную плату.

Если же я не выполню поверку счетчиков воды, то ждет меня суровое наказание в виде начисления платы по нормативу. Для пущей убедительности здесь же приводится таблица расчета такой оплаты. Бумага снабжена множеством специальных знаков, номеров, сложных аббревиатур и цифр, штрих-кодом и считывателем, а венчает ее красная печать "Повторное извещение". Получив такое письмо, любой мало-мальски законопослушный гражданин тут же поспешит выполнять указание.

Особенно растревожены пенсионеры. К ним действительно приходят, устанавливают за несусветные деньги новые приборы. И только потом оказывается, что всего этого делать было не нужно.

Позвонив по указанному в извещении телефону, я выяснила, что к учету водоснабжения эта служба не имеет никакого отношения. Оператор сразу обезоружила вопросом, сколько лет не меняли счетчики воды. "Срок службы прибора учета горячей воды - четыре года, холодной - шесть лет, - сказала она. - По истечении этого срока производится либо поверка, либо замена".

Выяснилось, если самому проводить поверку, то счетчик нужно демонтировать, везти в лабораторию, где заплатить за поверку 1,5 тысячи рублей. Если все с ним нормально, его надо забрать, снова установить на трубы и опломбировать, для чего вызвать сантехника. Если счетчик выдает погрешности - а более 70 процентов приборов поверку не проходят - нужно покупать новый. Чтобы не было ненужной переплаты и лишних движений, служба рекомендует сразу заменять счетчики на новые. За 2,5 тысячи рублей.

Я позвонила в свое ЖСК.

- Выкидывайте эти извещения! - сказали мне там. - Это мошенники. Когда придет срок, мы сами организуем поверку. А извещения неких служб учета размножаются в немереных количествах на обычном ксероксе теми, кто просто хочет продать приборы учета.

Подобные извещения находят в почтовых ящиках и жители Волгограда. Их отправителем являются Единая городская служба по учету водоснабжения и Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения. Юридически этих организаций не существует.

"Указанные в извещениях попытки запугивания горожан неправомерны. Документы от лица Единой городской службы по учету водоснабжения и Единой городской службы по контролю учета водоснабжения и водоотведения юридически несостоятельны", - говорится в сообщении ресурсоснабжающей организации "Концессии водоснабжения".

Также на юге России некие доброхоты стали активно предлагать свои услуги по замене в жилых домах и квартирах электросчетчиков. На их навязчивые действия жалуются жители Астрахани, Ростова-на-Дону, Волгограда. По уже знакомой схеме мошенники раскидывают по почтовым ящикам извещения о необходимости срочно заменить приборы учета электроэнергии, грозя крупными штрафами за нарушение закона. Когда клиент "созревает" поскорее заменить "устаревший" счетчик, тут как тут к его услугам появляется компания, готовая помочь и с оформлением, и с установкой.

На самом деле прибор учета продается по завышенной в несколько раз цене, а вскрытие пломбы производится в отсутствие представителя энергосбытовой компании. Активность распространителей извещений наконец возбудила интерес правоохранительных органов Астраханской области. Заведено первое уголовное дело.

Кстати, межповерочный интервал на приборы учета электроэнергии составляет обычно для механических счетчиков 8 лет, а для современных электронных - от 10 до 16 лет. Если у прибора учета истек срок эксплуатации или он нуждается в замене из-за поломки, то нужно обратиться в местный район электрических сетей либо в свою управляющую компанию.

На заметку

- С момента вскрытия пломбы по действующему законодательству такой потребитель становится нарушителем: он безучетно потребляет электроэнергию, и при выявлении этого факта ему придется заплатить крупный штраф, - рассказали "РГ" в распределительной сетевой компании "МРСК Юга". - Самовольный демонтаж старого электросчетчика - это такое же несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Сорванная на старом электросчетчике пломба влечет за собой изменение порядка расчетов - они будут производиться исходя из объемов, рассчитанных как произведение мощности всех имеющихся у потребителя электроприборов на часы их круглосуточной работы. Причем за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства или с даты последней проверки прибора.