4 апреля московский театр "Мастерская Петра Фоменко" выпустил премьеру - камерный спектакль режиссера Алексея Кузмина-Тарасова по пьесе Дмитрия Данилова "Сережа очень тупой".
Когда один из любимейших публикой театров, в репертуаре которого - спектакли по произведениям Толстого, Шекспира, Ионеско, Джойса (!) и т.д., берется за пьесу ныне здравствующего (не достигшего пятидесятилетия) отечественного драматурга - это всегда отрадно; но в данном случае отрадно вдвойне. Потому что Данилов - не только драматург, но и оригинальный поэт и прозаик авангардистского толка, чья проза озадачивает не меньше того же Ионеско.
В октябре 2016 года Данилов неожиданно для всех, в том числе для себя, написал "настоящую пьесу" "Человек из Подольска". Поставленная в конце того же сезона в "Театре.doc" Михаила Угарова, она быстро разошлась по независимым театрам страны, которых не смутил абсурд и черный юмор. Теперь свежую прьеу Данилова поставили в театре государственном, "официальном", при этом любимом избалованной московской публикой уже четверть века.
"Сережа очень тупой" во многом наследует "Человеку из Подольска". Обе пьесы - камерные, на одно действие и пять действующих лиц, из которых только одно - женское. Сходны завязки: буквальное воплощение словесного клише. В "Человеке" - "установление личности", из протокольной процедуры ставшее сеансом своеобразного психоанализа. В "Сереже..." - "курьер будет у вас в течение часа". В квартиру к молодому программисту Сереже приходят три курьера, но вместо того чтобы просто отдать посылку, остаются на час. Зачем, почему? Откуда они вообще, что это за загадочная "служба доставки", существовавшая, как уверяют курьеры, и в советское время?.. Автор нащупал не просто свой тип театральности, но и своего героя. Сережу, его жену Машу, дизайнера интерьеров, и "человека из Подольска" Николая можно назвать "креативным планктоном". Представители "постиндустриальной экономики" - но очень уж обезличенные, стертые. Креативность их почти улетучилась. Противопоставление "интеллигент - работяга" трудно считать новым, но режиссер и прекрасный актеры - Андрей Михалев и Мария Большова (Сережа и Маша), Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский (курьеры) - избежали стереотипа. Работяги-курьеры более человечны, их реакции живее, они более открыты к новому, чем программист и дизайнер. Да курьеры ли они вообще? Трое - обычно троица. Или всадники апокалипсиса. Трудно сказать, имели ли в виду автор пьесы и создатели спектакля такую интерпретацию. Но почему вообще интеллигентного Сережу называют "очень тупым"? Не протупил ли он что-то главное в жизни?