Улкен тостаган - это грубая серебряная чаша с толстыми стенками, на ее дне две с половиной тысячи лет назад кинжалом нацарапано "...В этой чаше виноградное вино, припасено пищи, сколько необходимо усопшему". Казахский археолог Кемаль Акишев, в 69-м первым взявший в руки древний царский сосуд, так перевел эти строки. Вокруг тела убитого царевича и вправду были расставлены многочисленные сосуды с вином и не только - но работа над переводом продолжается.
Знаменитый на весь мир "Золотой человек", сакский царевич, чьи останки обнаружены 50 лет назад в кургане Иссык под Алма-Атой - один из символов казахского государства. Его скульптура установлена на площади Независимости в Алматы, а украшения из островерхой короны правителя степей стали частью национального герба. Фигура царевича возвышается в главном зале выставки, одетая в воспроизведенные современными казахскими мастерами пурпурные одежды: словно покрытая золотым панцирем из сотен ювелирных деталей. Но это современное гальваническое золото, а то, с которого оно копировалось, то самое, найденное в гробнице убитого в 16 лет принца кочевников-саков - вокруг "золотого человека", в полутемном зале под стеклом. ВМДПНИ стал первым пунктом в "Шествии "золотого человека" по музеям мира", проекте Национального музея Республики Казахстан
...Золотые крылатые кони-тулпары, из степного кургана перелетевшие на герб страны, тяжелы на вид, у них длинные золотые гривы, хотя это просто тонкие золотые пластины - вот они, на манекене царевича, нашитые на высокую и островерхую царскую шапку. А крохотного архарчика и вблизи-то не разглядеть (рядом с ним в витрине мощная лупа, чтоб зритель увидел маленькие рожки), а меж тем именно эта фигурка в V веке до нашей эры венчала царский головной убор. Нашивные золотые пластинки на "камзоле" в форме барсов, горных козлов и горных вершин, проработанные в деталях золотые головы с манжет ("звериный стиль"), перстни-печати, даже спустя тысячи лет сохранившие зеркальную полировку, букеты тончайшей золотой зерни в височных подвесках царевен - вожди воинственных кочевников умели использовать таланты взятых в полон мастеров. "Перед нами признаки высокой цивилизации, - говорит директор ВМДПНИ Елена Титова. - У этих людей был тончайший вкус и они явно не участвовали в кровавых битвах". Свои вкусы и умения мастера передали потомкам: в двух следующих залах выставки - артефакты ювелирного искусства казахов XIX века, памятники языческой символики. У серебряного перстня свахи, закрывающего чуть ли не полкисти, очень широкое кольцо: он носился на двух пальцах как символ объединение двух родов.