07.04.2018 11:55
    Поделиться

    Православные отмечают Великую субботу и Благовещение

    В этом году, так совпало, 7 апреля православные отмечают сразу два события - Великую субботу Страстной недели и праздник Благовещения.

    Казалось бы, есть непреодолимое противоречие в том, что один и тот же день должен сочетать в себе и молчаливую скорбь, и ликующую радость. Ведь в Великую субботу мы вспоминаем погребение Христа, и в храмах нас наставляют: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…". А на Благовещение - один из двенадцати больших праздников христиан, в церквях призывают: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". В 2018г. верующие, пришедшие на богослужения 7 апреля, смогут услышать и то, и другое. Причем антагонизма в этом не будет. Почему? Специально не стану отвечать на этот вопрос, уверена, прочитав текст, вы все поймете сами.

    Итак, начнем наше исследование с Великой субботы - ведь это кульминация всей Страстной недели, день накануне Пасхи (8 апреля).

    В последний день Страстной недели мы вспоминаем погребение Иисуса Христа и Его сошествие во ад. По обычаю Римской империи, распятый преступник должен был остаться без захоронения: тела казненных либо сбрасывались с горы, либо оставлялись на растерзание зверям и птицам. Так несчастным отказывали даже в посмертном упокоении. Последователи Распятого на Кресте Христа, испустившего дух в пятницу, накануне празднования иудейской Пасхи, не хотели допустить подобного изуверства по отношению к безвинному.

    Вот как Евангелие от Матфея рассказывает о события, последовавших за Распятием и Крестной смертью Сына Божьего. "Когда же настал вечер (пятницы - М.Г.), пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (т.е. полотном) и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился". Так Тело Христа было упокоено в гробнице. Но, пребывая во гробе, Господь в этот день сходит во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших, даже души святых ветхозаветного времени. Как известно, после грехопадения человек был изгнан из рая, оставался только шеол - это древнееврейское слово переводят как "ад, царство мертвых, царство тьмы, преисподняя". Именно в шеоле находились не только грешники, но и праведники от начала времен.

    Дело в том, что и до пришествия Христа в мире жили праведники. Они верили в Бога, они исполняли Закон Божий, но не имели жизни вечной, потому что не было Того, Кто бы их спас из узилищ ада. Ведь исполнение Закона Божьего само по себе, автоматически, не спасает. Нужен Спаситель. И Христос после погребения нисходит в это царство тьмы. Смотрите, Сын Божий принял смерть, как человек. И как человек, Он сходит в место пребывания всех умерших человеков. Но в силу Своей Божественной природы и Своей безгрешности, Он сильнее смерти, ведь смерть - это последствие греха, а у Христа нет ничего даже родственного греху. И Он оказывается сильнее смерти. Он ее побеждает.

    Сошествие во ад Христа, как же как и Воскресение Христа из мертвых - тайна, человеческому уму непостижимая. Святой Иоанн Златоуст, например, объяснял ее так: всевластная тогда еще смерть поглотила Спасителя в свои преисподнии, но смерть была не в силах Его "переварить, перемолоть" - ведь в Христе, повторюсь, не было ничего сродственного греху, Он был чужд греху - а, смерть, как известно, "грехом входит", то есть наша человеческая смертность есть следствие нашей всечеловеческой греховности. Но Сын Божий безгрешен и смерть не властна над ним. Она не может удержать Безгрешного в своих утробах. И, обессилев в своем стремлении поглотить Христа, смерть изрыгает Его из ада. И Христос выходит из ада, но не один. Он выводит оттуда и души праведников, томившихся там с начала времен.

    На иконах, называющихся "Воскресение Христово" мы видим под ногами Христа разверзшуюся черноту ада, поверх которой Крест - как знак того, что Своими Крестными страданиями Сын Божий победил ад, победил смерть. В в этой тьме преисподней валяются разбитые оковы, замки - как узы некогда сковывавшие людей мертвой хваткой, но уже не властные над ними. Гроб разломан. А над всем этим в белых одеждах парит Воскресший Спаситель.

    Во время богослужения Великой субботы есть удивительный момент, когда священники в алтаре переоблачаются из темных одежд в белые - знак того, что траура нет, что отныне смерть не властна над людьми. Кстати, обычно в последние дни Страстной недели цвет облачения священников черный. А вот на праздник Благовещения, праздник, посвященный Богородице - синий. 7 апреля 2018г. устав приписывает священникам облачение фиолетовое - знак того, что сегодня примиряются эти два события. И хотя в этот день, как и положено в Великую субботу, служат долгую, протяжную литургию Василия Великого, а не литургию Иоанна Златоуста, звучащую в праздник Благой вести, во время богослужения традиционные песнопения Великой субботы дополняются песнопениями Благовещения.

    Поэтому и мы перейдем к событиям этого удивительного праздника. Праздник Благовещение имеет полное церковное название - "Благовещение Пресвятой Богородицы", и уже отсюда ясно, что в этот весенний день мы отмечаем какую-то благую весть, дошедшую до Девы Марии. Причем сама эта весть, оказывается, была так значима, что породила специальное слово: сравните "Благовещение" и "благовестие", означающее просто радостное известие. Получается, что Благовещение (именно так, всегда с заглавной буквы!) указывает на то, что полученная весть несла не просто радость, была благой, но и стала экстраординарной, доселе неслыханной. А если вспомнить, что по-гречески "Благовещение" звучит как "euangelion" станет ясно: речь идет о событии надмирном, выходящем за рамки одной человеческой судьбы и даже истории всего человечества.
    Так и было. Празднуя Благовещение, мы отмечаем факт, ставший отправной точкой нашего спасения. Ведь когда Архангел Гавриил принес Богородице благую весть о том, что она станет Божьей Матерью, он, по сути, возвестил людям о скором приходе в наш мир Спасителя.

    Евангелист Лука так описывает произошедшее: "Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". И тут важный момент, удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по глаголу твоему". Это слова полной отдачи Себя в руки Божьи. Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей.

    А имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

    Удивительно, что в этом году календарь, сводя в одну точку два события, отделенные друг от друга тридцатью тремя годами земной жизни Христа, сводя в один день радостную весть о зарождении Новой Жизни и горечь о смерти, дает нам возможность задуматься о самом главном - о Воскресении.

    Ведь если Благая весть о том, что Мария станет матерью Сына Божьего - начало нашего спасения, то и Крестная смерть Христа, Его погребение, Его сошествие во ад - тоже не есть конец. И это начало - начало Воскресения Христа, которое мы будем отмечать уже через несколько часов. Начало нашего спасения.

    Великая суббота - день строго поста, а вот на Благовещение делают послабления - разрешают рыбу, постное масло, вино. Но касается ли это 7 апреля 2018-го? "

    Если Благовещение выпадет на Великую субботу, вкушение рыбы и елея (растительного масла) не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино", - читаем в богослужебном уставе. То есть все-таки строгий пост, и вино тут только для укрепления сил: позади напряженнейшие богослужения Страстной недели, служба Великой субботы долгая, а впереди еще ночь Воскресения Христова.

    После утреннего богослужения в храмах начнется освящение куличей, творожной пасхи, крашеных яиц и прочей снеди, подготовленной к празднику Пасхи.

    Поделиться