Максим Матвеев: Сейчас в жизни много провокаций, но одна другой рознь

В Каннах впервые проходит фестиваль сериалов Canneseries, который органично "вплетается" в старейший международный рынок телевизионного контента MIPTV.

Более 10 тысяч профессионалов, среди которых 3600 закупщиков контента, в том числе около 1500 онлайн платформ, не знают, как все успеть. Например, надо потратить полдня, чтобы посетить традиционный питчинг сериалов MIPDrama, - он проходит в третий раз. В прошлом году на нем было представлено два российских проекта, в этом - всего один. Это - сериал компании "Среда" "Провокатор". Если учесть, что в программе самого фестиваля сериалов нет ни одного из нашей страны, ценность "Провокатора" в разы возрастает. Попасть в шестерку финалистов, где строжайшим образом отбирались проекты со всего мира, - непросто. При этом нужно сказать, что "Провокатор" оказался одним из самых интересных сериалов, поскольку почти все остальные, как на подбор, затрагивают криминальную тематику. И главные героини в них, в основном - женщины. "Провокатор" же рассказывает историю психолога-мужчины. Снимались в нем Игорь Костолевский, Роман Маякин, Ян Цапник, Светлана Иванова и другие. А главную роль исполнил Максим Матвеев, с которым и поговорила обозреватель "РГ".

Мне показалось, что в подобных проектах вы еще не работали?

Максим Матвеев: Все правильно. Подобных проектов - по глубине, и даже технически - по объему текста и обилию съемочных дней - у меня еще не было. И сериал "Провокатор" мне в этом смысле очень дорог: и личностно, и идеологически, если можно так сказать.

В прошлом году на рынке контента MIP TV в Каннах было несколько российских фильмов. В этом - только один. Наверное, сериал "Провокатор" чем-то необычен, раз именно его отобрали из множества международных проектов - не так просто попасть в программу "Дня сериалов" MIP Drama Screening?

Максим Матвеев: Мне кажется, он вмещает в себя очень много составляющих, которые могут быть близки зрителю, как российскому, так и европейскому. Во-первых, это сериал, рассматривающий проблемы и человека, и общества, в частности - проблему отцов и детей. Главный герой - психолог, который занимается любопытным направлением этой науки - провокативным. Все кейсы, так называемые, все пациенты, которых он вылечивает в каждой серии, на мой взгляд, близки многим зрителям. Их истории основаны на реальных, и это - очень любопытно. Когда я только читал сценарий, мне показалось, что он может оказывать реальную помощь. Это должно быть очень востребовано. Люди хотят узнавать себя в каких-то персонажах и любят за ними наблюдать. А сериал "Провокатор" как раз характеризуется приближенностью к жизни.

Судя по общению в социальных сетях и не только - провокация в последнее время стала играть в нашей жизни особенную роль. Ее - много, а мало людей, которые умеют на провокации не поддаваться.

Максим Матвеев: Как вам сказать... В нашем сериале провокация исследуется как благотворный способ воздействия. Мой персонаж с ее помощью излечивает людей от их проблем, страхов, так называемых триггеров, которые были в них заложены обществом, детством, воспитанием и так далее. Поэтому здесь провокация как инструмент, но полезный. Да, сейчас в жизни много провокаций. Но одна другой - рознь. И мой герой мне близок тем, что он использует этот способ во благо.

"Провокатор" - российский проект. Но есть ли в нем то, что присутствует и в мировых сериалах, как, на мой зрительский взгляд, было в "Троцком", например?

Максим Матвеев: Сложно сказать, потому что вся команда, которая собралась для работы над этим проектом, не ставила во главу угла ни задачу копировать кого-либо, ни пользоваться качественными находками своих коллег. Стремились создавать что-то новое. Что, кстати, вообще отличает "Провокатора" от того, что я пробовал и видел - это невероятная новизна визуального ряда, потому что у нас очень крутые оператор и режиссер, которые крепко сошлись в творческом союзе. И, несмотря на длительный съемочный период, продержали этот союз сплоченно от начала и до конца. И очень профессионально это сделали! Можно сказать, что они превратили историю в свою собственную. Посмотрели, что лучшее есть на Западе, и в то же время привнесли в нее что-то свое, в том числе и истории из своей жизни.

Вы много снимаетесь в сериалах, причем качественных. А как зритель вы любите их смотреть?

Максим Матвеев: Люблю. Но я - человек увлекающийся. И если я сажусь что-то смотреть, то мне потом очень сложно "слезть с этой иглы". Мне интересно смотреть сюжет, следить за развитием персонажа и наблюдать за тем, как коллеги строят визуальный и драматургический ряд. Но, к сожалению, не могу похвастать тем, что делаю это часто.

Как вы успели в прошлом году сняться в двух ключевых "революционных" российских сериалах - "Троцком" и в "Демоне революции"?

Максим Матвеев: Это - совпадение (смеется). Я сам по себе не очень люблю "параллелить" работы. Предпочитаю заниматься одной конкретной, но не делать что-то, что называется в двойном объеме. С "Троцким" и "Парвусом" (рабочее название сериала "Демон революции" - "Меморандум Парвуса" - прим. С.А.) это удалось. Я пересекал. И работал с каждым из них отдельно. Но так получилось, что они оба были поставлены каналами в один и тот же период. Это - чистое совпадение, я не ставил перед собой задачу "светиться" и там, и там. Так получилось.

А что касается ваших героев. На мой зрительский взгляд они в трех ваших сериальных работах прошлого года чем-то похожи. Я сейчас имею в виду Алексея Вронского в "Анне Карениной", Алексея Мезенцева в "Демонах революции" и Фрэнка в "Троцком".

Максим Матвеев: А Фрэнка то как?

Потому что ему тоже главный герой рассказывает свою историю.

Максим Матвеев: Возможно, есть какие-то драматургические совпадения. Хотя мы с режиссерами все же обсуждали, что и событийно, и по обстоятельствам жизни все эти персонажи - разные. И обстоятельства по-разному влияют на их характеры. Но есть что-то общее в той эпохе, в которой они существовали. В работе над каждым были свои нюансы и сложности, и их было интересно реализовывать. И все они различным образом раскрывали меня.

Я слышала что вы собираетесь сниматься в новой экранизации Сергея Лукьяненко. Это правда?

Максим Матвеев: Не знаю (смеется).

А о каких планах можно говорить?

Максим Матвеев: Я начал съемки в картине Андрея Кравчука "Союз Спасения". Они будут продолжаться до конца следующего года и охватывают большой временной период. Зимний период съемок уже окончен. Сейчас начнем летний.

Обещают, что эта картина о декабристах выйдет в конце следующего года. Что-то можете сказать о вашей роли?

Максим Матвеев: Только имя своего персонажа. Князь Трубецкой.

Исторические роли вас больше притягивают, чем современные?

Максим Матвеев: Нельзя так сказать. С одной стороны, вроде да - мы сами являемся строителями своей судьбы и карьеры. С другой стороны - я, в частности, стараюсь больше ориентироваться на запрос. Вот сейчас видимо такой период "входа в историю". Хотя, скажем, сериал "Провокатор" я бы не назвал историческим проектом.

Видимо да, он - исключение Потому что по всем вашим работам - и "Контрибуция", и "Форт Росс...", и "Бесы", и "Мата Хари", и другие, например, у меня сложилось впечатление, что вы предпочитаете классику.

Максим Матвеев: Это режиссеры меня любят видеть в таких ролях.

А почему, на ваш взгляд? Может быть, они в вас чувствуют ваше внутреннее стремление к такому направлению работы?

Максим Матвеев: Может быть, им адресовать этот вопрос? А я на самом деле достаточно всеядный человек и актер, при этом - жадный до работы. Просто существует какой-то контингент входящих предложений, который я рассматриваю.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"