Мюзикл "Гадкий утенок" приехал в Москву

В стаю лебедей, составляющих номинацию "Оперетта/мюзикл" фестиваля "Золотая маска", затесался "Гадкий утенок". В кавычках и без кавычек: в сугубо взрослую номинацию вторгся спектакль, где на сцене и в партере полно детишек, где танцуют и артисты и зрители, где гвалт детского утренника переполняет и зал и фойе.

Более того, с театрами солидными, стационарными рискнула состязаться труппа, не имеющая помещения и кочующая по Питеру. Бродячая труппа - но какая! Такие можно найти только среди бездомных. Сплоченная, закаленная в преодолениях, небогатая вещественным оформлением, но щедро одаренная талантами, верящая в свою уникальность и потому исключительно обаятельная.

Актеры играют и для взрослых, но в основном для детей. Ее авторы - Чуковский, Гоцци, Андерсен, Евгений Шварц, Алексей Толстой с его Буратино. Труппу создала и уже более четверти века поддерживает своим энтузиазмом композитор Ирина Брондз - директор и душа театра. Она же автор музыки к "Гадкому утенку" Андерсена, умело переведенному на язык сцены либреттистом Николаем Голем и с утонченным изяществом поставленному Олегом Леваковым.

Фирменные приметы этого театра - яркость, праздничность, доверительность, близкий контакт с залом. Изобретательные костюмы, лаконичные, но чудесные декорации, игровая природа спектакля, рассчитанного на живую реакцию публики и неизменно получающая ее. И это праздник, пусть поначалу омраченный печальными коллизиями сюжета, но в финале с удвоенной энергией торжествующий победу. Ходят в этот семейный театр, чтобы подпитаться его оптимизмом и верой в триумф всего доброго и справедливого. Даже голосистая мама-утка в исполнении номинанта премии "Золотая маска" Лины Нова, вопреки предписаниям Андерсена, здесь не предает свое неказистое дитя, а несмотря ни на что любит.

И ходят в этот семейный театр, чтобы подпитаться его оптимизмом

"Гадкий утенок" создан в стесненных финансовых условиях, но это никак не сказалось на его температуре. Сценография и костюмы Олега Молчанова сфантазированы с таким юмором, что с ними трудно конкурировать самым богатым театрам. Появление расфуфыренного тирана Индюша IV (номинант Андрей Котов) - один из хитов спектакля, и надо видеть, как восторженно впитывают эту щедрую театральность ребятишки в зале. Их ровесники на сцене органичны и раскованны, эстафету взросления утят-лебедят подхватывают взрослые актеры редкостно молодой, хорошо тренированной труппы. Знакомый всем сюжет сказки обрамлен сценами с дилижансом, увозящим нас в эпоху Андерсона с его волшебным саквояжем.

Музыка Ирины Брондз - классический вариант эпохи джаза, в одном из шлягеров даже слышны отзвуки "Чаттануги". Композитор не гонится за модой и самим стилем сочинения учит детвору понимать, что классная музыка была и до изобретения электрогитар. Мне это кажется шагом обдуманным и умным. Как и нужно хорошему мюзиклу, в фейерверке мелодий есть и такие, что будут в тебе звучать, когда отгремят аплодисменты.

Театральная культура - самое ценное, что есть в этом зрелище. Нет премьеров, тянущих на себя одеяло, но есть замечательно слаженный ансамбль, где актеры легко заражают и зал и друг друга эмоциями простейшими, но яркими. Здесь бурно цветущая природа детского утренника доведена до идеала. Через игру передаются детям интерес и уважение ко всему непохожему, но точно так же имеющему право на свою долю любви и счастья, право на бесстрашие быть самим собой. Жаль, что потом из этих детей вырастут не только новые Андерсены, но и те, кто постараются удушить такие права в зародыше, почитая свое понимание мира единственно верным и возможным. Эта суровая реальность будет уже за пределами сказочной доброты и мудрости.

Видно, что эксперты "Золотой маски" были в растерянности: тут на равных играют не только актеры, но и костюмы, не только взрослые, но и дети - выдвигай хоть любого. Выдвинули в пяти номинациях наугад. Теперь задачка стоит перед жюри: театр для детей живет по своим законам, в чем-то он и должен опережать театр для взрослых, в чем-то должен ему уступать. Попробуйте выбрать, какой лучше.