Этот фестиваль проходит уже в 20-й раз.
- Русские театры зарубежья - это ваш Сталинград, - цитирует слова своего коллеги председатель ассоциации Деятелей русскоязычных театров, директор Тбилисского русского театра Николай Свентицкий.
И поясняет: проблемы сохранения за рубежом русской культуры, русской ментальности, русского языка стоят сегодня очень остро. Но эти же факторы усиливают и интерес к русскоязычному театру.
Проведенный блиц-опрос среди театральных деятелей зарубежья убедил: главная проблема - не утрата русскоязычными театрами "своей публики", и даже не нехватка финансирования.
Главное - дефицит квалифицированных театральных кадров. Разных специальностей. Закрывается преподавание на русском в вузах культуры и искусств, уходят на пенсию специалисты-звукорежиссеры, художники по свету и проч.
Об этом с болью говорили известные театральные деятели из Казахстана и Молдовы.
Со своей стороны Вячеслав Лисин, президент Союза русских театров Германии, посетовал на то, что сохранение русской школы психологического театра может в современной Европе в скором будущем вообще сойти на нет - без помощи России.
Осознавая это, "Балтийский дом" при поддержке министерства культуры реализовал большой проект "Театральные мастерские".
Петербургские специалисты по сценречи и сцендвижению выезжали в Беларусь и Азербайджан, Казахстан и Приднестровье, Узбекистан и Латвию, давали мастер-классы, обсуждали спектакли, устраивали режиссерские лаборатории.
Молодые артисты из русскоязычных театров зарубежья приезжали на стажировку в "Балтийский дом".
Как заметила художественный руководитель театра-фестиваля Марина Беляева, уже намечаются совместные проекты: в постановках театров разных стран будут принимать участие петербургские звезды.
И наоборот: на сцене "Балтдома" сверкнут талантами коллеги из ближнего и дальнего зарубежья.
В том, что свести такую интернациональную команду в одной постановке крайне интересно, убеждает спектакль-эскиз "Любить по-русски".
Молодые артисты всех театров-участников фестиваля представили композицию, составленную из лучших сценических монологов о любви. Катерина и цветаевская Сонечка, Несчастливцев и шварцевский Ланцелот под руководством режиссера Леонида Алимова объяснили, что это значит - любить по-русски.
Примечательно, что "Встречи в России" в этом году сосредоточились в основном на классике. В афише - 11 театров-участников.
Два "Ревизора" (бессмертную комедию Гоголя представят театры Караганды и Ташкента), "Евгений Онегин" (Астана, Казахстан), "Сказка о рыбаке и рыбке" (Тель-Авив, Израиль), "Демон" (Бишкек, Кыргызстан).
На фестивале представлены также спектакли по произведениям Хармса (Кишинев, Молдова), Леонида Андреева (Тирасполь), Николая Гумилева (Тбилиси, Грузия).