Нелегкий для зрителя фильм - свидетельство юности, проведенной автором Анной Крайс в городе Иванове, еще до того, как она поехала учиться снимать кино в Кельн. Это ее жизненный багаж, накопленный в суровых 90-х. Об этой жизни она и рассказывает в картине - то ли жесткой драме, то ли гиньольной комедии, где не очень хочется смеяться: гротеск в ней не отличишь от реальности....
2000 год, крах и распад всего привычного, мало кому понятная война в Чечне, милиция, сросшаяся с бандитами, насилие как способ решить все проблемы, смерть, ставшая рутиной... Не жизнь, а выживание. На поминки погибшего младшего брата приезжает Антон - человек, навсегда ушибленный и смертью Андрея, и всей этой братоубийственной бойней, смысла которой он не понимает. Дома его ждут влюбленные в него девушки, еще один брат, непригодный к строевой службе, уткнувшиеся в телевизор родичи.... Есть также пара навсегда уставших женщин, которые безуспешно ищут желающих примкнуть к секте свидетелей Иеговы. Беспрерывно толкующие о духовности, они давно потеряли в жизни ориентиры и близки к безумию - тихому, но грозному.
Все ружья в фильме стреляют, он сколочен плотно, умелый параллельный монтаж подогревает напряжение. События развиваются быстро и неотвратимо, согласно жестокой логике такой жизни. За всем этим встает образ города, гремевшего на всю страну ткачихами, а ныне лишившегося и производств, и стимулов к развитию. Все воспроизведено со знанием предмета: типажи, характеры, атмосфера, в которой нельзя жить, а можно только терпеть. Есть, конечно, и концентрация красок - неотъемлемая прерогатива искусства, чья цель - поставить перед нами, по Маяковскому, "увеличительное стекло".
Дебютантку уже окрестили последовательницей Алексея Балабанова, но ее сверхжесткая картина пронизана нежной печалью. Автор хорошо знает своих персонажей, их понимает и им сочувствует. Это отделяет ее фильм от того, что зовут чернухой. На фестивале "Движение" в Омске фильм взял Гран-при.
Частное пионерское 3. Привет, взрослая жизнь! Режиссер Александр Карпиловский. В ролях Семен Трескунов, Егор Клинаев, Анфиса Вистингаузен. 2017. 98 мин. 12+
Завершающая часть трилогии о советском детстве, в которой знакомые нам герои начинают взрослеть.
Трилогия тоже взрослела на глазах у зрителей: юные исполнители росли и набирались опыта синхронно со своими героями. Мы были свидетелями, как из подростков формировались самобытные актеры. Семен Трескунов теперь звезда, номинировался на престижные премии. Судя по третьей части, обещал стать хорошим актером и Егор Клинаев, но судьба распорядилась жестоко: он ехал по московской кольцевой, увидел аварийную машину, хотел помочь и был сбит каким-то лихачом. Так что фильм завершает не только трилогию, но и недолгую жизнь талантливого человека.
Это уже не та комедия, пронизанная нежной ностальгией по пионерскому детству. Герои выходят в большую жизнь - а там свои интриги, предпочтения и жанры. Поэтому перед нами авантюрный light-боевик с переодеваниями, рок-группами и борьбой за первую красавицу фильма. Картина доставит удовольствие, смешанное с неизбежной грустью расставания с полюбившимися героями и актерами. С одним из них уже навсегда.
"Из Уфы с любовью",
реж. Айнур Аскаров
Александр Попов: Приятный для просмотра, самобытный и веселый фильм. Достаточно талантливый во всех направлениях, чтобы отсылки к массовой культуре и развлекательные элементы не казались пошлыми, и это главное. Бывают шероховатые фильмы, к которым нет никакого желания придираться, этот относится к ним.
"Каждый первый",
реж. Николай Котяш
Martyna Sa (Польша): Существует ли справедливость в этом мире? И можно ли дать ей определение? Если каждый первый поступает плохо, перестают ли эти поступки быть плохими? Эти вопросы возникли после просмотра полной гротеска и мастерски создающей напряжение картины. Удивили хорошо дозированные сюжетные повороты, а мое отношение к героям менялось с каждой минутой. Я хотела бы, чтобы эта рефлексия во мне развивалась. Хотя часто это неудобная тема для размышлений, и я откладываю ее в долгий ящик - но ведь так делает каждый, не так ли?
"PRO кино",
реж. Денис Прима
Julia Romach: Довольно интересный способ представить пять разных историй, которые сливаются в одно целое. Есть забавные моменты, но это специфическое чувство юмора... Хотя завершение почти всех историй было для меня неожиданным, ни в одной, по-моему, не было более глубокого смысла.