Несмотря на провокационные заявления, которые звучали в адрес Москвы от участников из ряда стран Запада, Россия все же сумела направить диалог в Совбезе в конструктивное русло. В частности, Россия и Сирия заявили о готовности незамедлительно обеспечить специалистам Организации по запрещению химоружия доступ к району сирийского города Дума, где якобы были применены отравляющие вещества. МИД Сирии уже направил соответствующее приглашение в ОЗХО. "Слышим заявления из Гааги о том, что они уже приступили к расследованию сообщений о том, что такой инцидент произошел в Думе. Подтвердить сам факт применения химических веществ пока не получается", -сообщил во вторник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, Россия предоставит гарантии безопасности экспертам по химоружию. В этой связи любопытно, что даже представитель Альбиона Карен Пирс была вынуждена назвать российскую инициативу по направлению в Сирию сотрудников ОЗХО достойной реализации, оговорившись, что "экспертам будет необходимо иметь полную свободу действий и свободу доступа". На заседании Совбеза российский постпред Василий Небензя рассказал, что в Сирии вообще не было "ни применения химвеществ, ни убитых, ни раненых, ни обращений в госпитали по поводу отравления". "А есть ли другие надежные источники помимо утверждений организации "Белые каски", кто может подтвердить факт химической атаки?" - поинтересовался в этой связи постоянный представитель Казахстана в ООН. Но ответа не последовало.
Отчасти российским дипломатам удалось достучаться до коллег - участники заседания договорились во вторник вечером провести голосование по резолюции Совбеза о ситуации в Сирии. Но надежды на то, что Россия и США к этому времени найдут компромисс по документу, не велики. С одной стороны, резолюция подтверждает создание нового механизма для расследования случаев применения в Сирии химоружия, и это положение не вызывает возражений со стороны Москвы. Вместе с тем подготовленный американской стороной документ содержит, по словам Небензи, "неприемлемые элементы", и в нем нет ничего, что "делало бы эту резолюцию работающей на основе высоких стандартов Конвенции по запрещению химоружия". Если объяснить по-простому, то предложенный Вашингтоном вариант резолюции предполагает немедленное применение военной силы в отношении Сирии, если по итогам расследования экспертной комиссии сегодня или в будущем Дамаск признают виновным в применении отравляющих веществ. В то время, как согласно российскому варианту резолюции, сперва выводы экспертов обсуждает Совет Безопасности и лишь затем он принимает отдельное решение о применении силы в отношении государства, представляющего угрозу для мира.
"Должен сказать чрезвычайно отчетливо, поскольку за четыре года своих брифингов я достиг точки, когда выражаю обеспокоенность по поводу международной безопасности, а не только региональной, национальной или сирийской", - отреагировал на ситуацию спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. "Через соответствующие каналы мы уже передали США, что применение военной силы под лживым предлогом против Сирии, где развернуты российские войска, может привести к серьезным последствиям", - подчеркнул Василий Небензя.
Во вторник заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов вновь выразил надежду, что американские партнеры "внимательно следят за заявлениями, которые делают в Москве по поводу тяжелейших последствий" и назвал "абсолютно неприемлемыми и крайне опасными" заявления о том, что у Вашингтона есть много вариантов военных действий в Сирии. А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вроде бы к слову напомнил: на данный момент "никаких договоренностей и особых контактов" по встрече Владимира Путина и Дональда Трампа пока нет. В своем выступлении на Совете Безопасности российский постпред в ООН напомнил коллегам, что Москва не пытается любой ценой войти в число так называемых друзей Вашингтона, однако добивается установления с ним цивилизованных отношений. Но на данном этапе, похоже, такой диалог не входит в число приоритетов внешней политики США. Американский постпред в ООН Никки Хейли уже объявила, что ее страна "ответит на химическую атаку в Сирии вне зависимости от решения Совета Безопасности". В отличие от Британии и Франции, которые, судя по заявлениям их представителей, хотели бы изучить доклад экспертов ОЗХО по инциденту в городе Дума, президент США готов сразу наказывать тех, кого считает виновными. "У нас есть много вариантов, военных. И мы дадим об этом знать очень скоро. Возможно, уже постфактум", - заявил глава Белого дома. О вариантах мирного соглашения с Москвой для выяснения истины речь вообще не шла. Да и зачем Трампу дипломатическая "морока", когда американский лидер в обращении к нации подчеркнул, что командует "самыми великими вооруженными силами в мире" и потому может делать все, что сочтет нужным. Как написала Wall Street Journal, перед встречей с силовиками во вторник президент США объявил журналистам, что события в Сирии "не останутся без ответа и ответ будет мощным". "Когда - не скажу", - поинтриговал с представителями СМИ Трамп.
"Ключевое в позиции США - чтобы все ждали ответа США, считая при этом вполне нормальным сам факт того, что Америка в принципе должна давать какие-то ответы на происходящее вне ее территории", - написал в "Фейсбуке" председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. Подобные подходы американского лидера сенатор считает самым большим глобальным фактором риска. Действия Вашингтона в рамках ООН по сирийскому досье подтверждают стремление американской администрации развязать себе руки для односторонних действий против Дамаска. И не только против него. По мнению Косачева, Вашингтон готовит почву, чтобы закрепить за Западом право отвечать на любые действия в мире и трактовать эти ответы по своему усмотрению от имени всего человечества. При этом Белый дом, отказываясь от поиска компромиссов на ооновских площадках, намеренно дискредитирует Совет Безопасности в качестве структуры, не способной оперативно реагировать на острые вызовы. И демонстративно противопоставляет ему страны Запада, возглавляемые США.
"Вашингтон стремится "представить оппонентов Запада, как абсолютное зло, некую расу негуманоидного типа, к которой неприменимы правила, нормы, законы", - констатирует Косачев, задаваясь вопросом: как можно договариваться с теми, кто "ждет крови и поражения от своих оппонентов"? Еще один вопрос к Трампу, похоже, останется без ответа.