Лучевая, или радионуклидная, диагностика умеет многое. Вот, например, случился у человека разрыв аневризмы сосудов головного мозга. Привезли в больницу и вроде даже вылечили. А пациент вдруг начал утрачивать навык за навыком и превратился в глубокого инвалида. Причина? При разрыве один мелкий сосудик сжался и перестал снабжать свой участок мозга площадью в наномиллиметр кислородом. С течением времени некроз захватывает все больше тканей - и вот уже помертвело два наномиллиметра, три, пять... Ни рентген, ни даже МРТ не увидят этой беды, пока наномиллиметров не станет много и восстановить их будет уже сложно. А лучевая диагностика увидеть способна.
Но это дорогое удовольствие. Лекарства стоят сотни тысяч рублей, аппаратура, которая позволяет видеть болезнь, - десятки миллионов. Да еще надо подготовить специалистов, способных на этой аппаратуре работать. Неудивительно, что на всю страну сегодня насчитывается 113 отделений радионуклидной диагностики и 43 из них находятся в Москве. "Вот пациент с опухолью простаты, - главный научный сотрудник отделения радиоизотопной диагностики Склифа Наталья Кудряшова показывает компьютерный силуэт человека, светящийся мелкими точками. - Свечение - метастазы. МРТ не покажет их еще несколько месяцев. А мы уже можем видеть и лечить".
"Онкология сейчас становится очень персонифицированным заболеванием, - уверен директор центра медицинской радиологии департамента здравоохранения Москвы Сергей Морозов. - Можно вылечить десять больных, а на одиннадцатом споткнуться. И только ядерная медицина способна на метаболическом уровне увидеть, почему клетки не отвечают на лечение, и подсказать, какой именно препарат подействует на опухоль лучше". Учитывая высокую стоимость противораковых лекарств, лучевая диагностика позволяет рачительнее расходовать бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, а значит - спасать больше больных.
По словам Морозова, все столичные медучреждения, подведомственные департаменту здравоохранения, в год проводят не более 47 тысяч радионуклидных исследований. Порядка 9 тысяч из них делают в Склифе. Для многомиллионной Москвы - капля в море. "Но онкологи все чаще направляют пациентов на лучевую диагностику", - отмечает Сергей Морозов.