Тем временем в Петербурге чиновники предложили пересмотреть требования к работе торгово-развлекательных центров (ТРЦ) - повысить безопасность торговых центров смогут, в частности, "два простых решения": перевод торгово-развлекательных комплексов площадью от тысячи метров и более на периферию, за городскую черту, и перенос на первые этажи зданий всей инфраструктуры развлечений и общепита.
Строго говоря, по закону все торгово-развлекательные центры в России, которые были открыты после 1 января 2010 года, и так должны размещать детские игровые комнаты на первом-втором этажах, не выше. Таковы СНиПы, утвержденные минстроем 1 сентября 2009 года для вновь построенных ТРЦ. Второе условие: помещения для детей в них должны располагаться не далее 20 метров от эвакуационного выхода.
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил, что уже весной текущего года будут сформулированы законодательные инициативы, которые обяжут владельцев торговых комплексов перенести кинотеатры и детские комплексы на нижние этажи торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, по словам парламентария, Госдума намерена усилить уголовную ответственность за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Однако насколько реально выполнение этих предложений?
Эксперты в один голос уверяют: в подавляющем большинстве ТРЦ логистика устроена таким образом, чтобы мамы-папы, которые бродят по торговым просторам ТРЦ, чаще становились покупателями. Ситуация, по оценкам экспертов, осложняется еще и тем, что на этапе проектирования ТРЦ инвестор выбирает самый дешевый, а стало быть, не самый безопасный проект. Цель инвестора - получить максимально высокие доходы при минимальных расходах.
Наталья Скаландис, эксперт рынка недвижимости, так комментирует прозвучавшие предложения властей:
- Безусловно, идея вынести крупные ТРЦ за кольцевую дорогу никак не укладывается в концепцию существующей девелоперской деятельности. Возникает первый вопрос: за чей счет планируется осуществление этого плана? Ведь еще на стадии проектирования участки, которые могли бы стать площадкой для таких ТРЦ, заняты совсем другими проектами.
По словам эксперта, стоимость лишь одного небольшого ТРЦ площадью в 16 тысяч квадратных метров измеряется сего-дня в Петербурге в 750-850 миллионов рублей. И таковых в Северной столице десятки. Кто возьмет на себя расходы, чтобы вывести их все за границы города?
Второй вопрос: а готов ли город? Если горожане будут вынуждены отправляться за город вслед за любимыми моллами, это заметно увеличит трафик. Готова ли к этому транспортная инфраструктура? И не потребуют ли новые окраинные торгово-развлекательные комплексы обеспечения подъездными путями, парковками, транспортом? К таким расходам, по мнению экспертов, сегодня не готовы ни городской бюджет, ни инвесторы.
По мнению маркетолога Сергея Бегунова, к предлагаемой властями смене логистики, заставляющей "перевернуть" ТРЦ "с ног на голову", тоже есть во-просы.
- Перевести торговлю товарами повседневного спроса наверх, а развлекательную составляющую на первые этажи - сложная задача, - говорит он. - В первую очередь она сложна с технической точки зрения. Дело в том, что к развлекательным и игровым помещениям применяются совсем иные нормы и правила, гораздо более жесткие, чем к торговым площадям. То есть, если сейчас мы захотим перевести всю торговлю наверх, а кинозалы и игровые комнаты спустить вниз, нам потребуется столько сил и средств, что ни один ТРЦ не вынесет. Ведь это требует поменять всю инженерную начинку этажа. Проще тогда построить ТРЦ заново.
Кроме того, по словам экспертов, такая переделка структуры торгово-развлекательных комплексов потребует их закрытия по крайней мере на 7-8 месяцев. А по самым скромным подсчетам, закрытие крупного ТРЦ даже на один день приносит убыток порядка одного миллиона долларов.
При этом эксперты называют и реальные меры, которые позволят усилить безопасность торговых комплексов.
- Прежде всего надо сделать правила безопасности более четкими, внятными и понятными людям, - говорит Наталья Скаландис. - Таблички, указывающие кратчайший путь к выходу, должны быть большими, заметными и достаточно часто встречающимися. План эвакуации в случае пожарной опасности тоже должен быть понятен и виден каждому посетителю.