Небо у берегов ни днем, ни ночью не покидают разведывательные самолеты США. В нейтральных водах на траверзе сирийского порта Тартус стоит с "Томагавками" на борту ракетный эсминец "Дональд Кук". В готовности к вылету на средиземноморских военных базах США находятся самолеты тактической авиации. И весь мир гадает: решится ли Америка нанести удар по Сирии, грозящий ей серьезным конфликтом с Россией? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал некоторым экспертам.
Удара по Сирии следует ожидать в любую минуту?
- Все зависит от масштаба планируемого удара. В принципе достаточно одного-двух кораблей в восточном Средиземноморье, которые могут своим комплектом "Томагавков" провести такую атаку. На том же эсминце "Дональд Кук" часть ракетных шахт загружены ими. Поэтому ввод полетного задания займет достаточно короткое время.
У берегов Корейского полуострова США создали куда более мощную военную группировку ВМС, чем они сейчас имеют в Сирии. Тем не менее прямого военного столкновения не произошло. Может, и теперь его не будет?
- Очень на это надеюсь, поскольку действия американцев в Сирии могут затронуть полноценную ядерную державу, каковой является Россия. В США это прекрасно понимают.
Вы допускаете удар США по базам РФ в Сирии?
- Я так не думаю. У России спокойная реакция, без нервов и криков. Но и американцы тоже должны понимать: есть красная линия, через которую переходить нельзя. Более того, об атаках по сирийским военным целям США наверняка заранее предупредят Россию.
Вы наверняка слышали, что российские военные корабли покинули пункт материально-технического обеспечения нашего ВМФ в Тартусе.
- Вывод наших кораблей из порта Тартус с военной точки зрения означает, что у нас профессионалы командуют армией и Генштабом. Кораблям нечего делать в порту. Они нужны в море, в том числе в такой ситуации, как сейчас. Их там нужно много. И все, что может выстрелить, должно быть подготовлено к тому, чтобы выстрелить в любую минуту или секунду. И далеко не только корабли.
А это нормально, что у берегов Сирии барражирует такое количество разведбортов США?
- В момент предвоенной обстановки между Москвой и Вашингтоном нормально все, что угодно. В том числе полеты разведывательных самолетов и даже так называемого самолета "судного дня".
Что ждать дальше?
- Это спрашивайте у Трампа. Ясно, что мы меньше чем в одном шаге от войны. И вопросы о том, что и как там сложится, бессмысленны и абсолютно неуместны.
- Ситуация в Сирии на самом деле достаточно драматическая. Ее развитие во многом непредсказуемо. Кто-то говорит, что Россия и США стоят на пороге войны. Другие - что Москва и Вашингтон в любом случае смогут договориться. Я думаю, и те, и те в своих оценках правы. Ситуация может развиваться и по сценарию разрядки, так и по даже катастрофическому пути.
Знаю, что сейчас идут напряженные переговоры между военными - и по линии Москва - Вашингтон, и по линии нашего центра в Сирии и американского в Омане. Если американцы реально соберутся нанести удар, скорее всего, он будет направлен на какие-то провинциальные военные базы сирийской армии и отдельные административные здания в Дамаске. Однако предполагаю, что США уведомят наше командование минимум за 18-24 часа до этой атаки, чтобы была возможность вывести наших людей.
Когда идет такая эскалация, всегда возникает накручивание ситуации. К примеру, написал Трамп что-то в "Твиттере". Люди это прочитали, восприняли всерьез, требуют действий. Одна сторона демонизирует другую.
К счастью, наш президент ведет себя очень сдержанно, всегда держит паузу. Мы в этой ситуации, конечно, проявляем гораздо больше мудрости, чем американцы.
Реально ли повторение ситуации с ударами по сирийскому аэродрому Шейрат, когда атака "возмездия" де-факто была, в США ее объявили успешной, а в реальности серьезного ущерба военной авиации Сирии она не причинила?
- Такое вполне допустимо. Однако "на нервозности" американцы вряд ли ограничатся ударом по одному объекту, целей может быть несколько. Если США все-таки начнут свою операцию, то развитие событий по сценарию Шейрата выглядело бы наиболее предпочтительным. Оно позволило бы Трампу, своими высказываниями загнавшему себя же в угол, выйти из чрезвычайно сложной и драматической ситуации, что называется, сохранив лицо.