Бесшумное кино

Звучит ли человек по-прежнему гордо?

Ближайшие двое суток отданы кино тихому, без погонь и выстрелов, но именно в тихом омуте водятся самые опасные черти.

Шумный день.

Режиссеры Анатолий Эфрос, Георгий Натансон. В ролях: Олег Табаков, Лев Круглый, Валентина Сперантова, Лилия Толмачева, Владимир Земляникин. "Мосфильм", 1960. 101 мин. 0+

Мы показываем картину в память об Олеге Табакове - великом актере, педагоге и театральном деятеле. Вернемся в его ранний фильм, где он в возрасте 25 лет играет школьника Олега Савина. Это семейная драма Виктора Розова, написанная для театра и перенесенная на экран без попыток сделать ее "более кинематографичной". Действие не выходит за пределы малометражной квартиры, загроможденной мебелью, купленной невесткой в надежде обрести отдельную жилплощадь. Это одна из примет времени: "вещизм" считался принадлежностью "мещанского мировоззрения", мечта об отдельной жилплощади - постыдной узколобостью, упорная работа во имя этой мечты - халтурой, унизительной для "настоящего человека", который всегда должен "звучать гордо". Но удивительным образом это все обладало способностью возвышать зрителя, делать чище его помыслы, напоминать о высоком предназначении. И, безусловно, находило в залах живой отклик. Оттепельной стране был близок романтический порыв юного героя картины - максималиста, всегда готового дать бой мещанству, стремлению к личному благополучию в ущерб чистоте высоких идеалов.

Фильм стал культовым, только в кинотеатрах его посмотрели около 20 миллионов зрителей. Но сегодня он интересен не только слепком умонастроений тех лет. Кино не стеснялось своей театральной природы и ценило высококлассную драматургию, режиссеры не думали о своих амбициях и охотно "умирали в актерах". В фильме созвездие мастеров всех поколений, почти каждый из них стал театральной или кинолегендой. Вместе с Табаковым здесь Валентина Сперантова - замечательная московская травести, с возрастом перешедшая на роли "мам". Владимир Земляникин - актер "Современника", ставший суперзвездой после фильма 1957 года "Повесть о первой любви". Лев Круглый - актер фантастически одаренный: то, как он провел сцену объяснения в любви в "Шумном дне", - один из самых памятных творческих взлетов нашего кино тех лет. Талантливая Лилия Толмачева, которую в кино снимали необъяснимо мало... Давайте их вспомним и насладимся мастерством, какое сейчас в нашем кино все менее востребовано.

Близкие.

Сценарий и режиссура Ксении Зуевой. В ролях Елена Чекмазова, Андрей Стоянов, Надежда Иванова, Данил Можаев. 2017. 90 мин. 18+

Семейная драма, по теме родственная "Нелюбви" Андрея Звягинцева. Только недуг всеобщей нелюбви, поразивший общество, здесь доведен до степени неуправляемой ненависти. Обычная семья, обычный быт: муж приходит с работы измотанный, жена подрабатывает уроками пения, дочь отбилась от рук, сын-подросток пробует водку, дряхлеющей маме нужна сиделка, но где взять денег? А главный персонаж фильма, который руководит всеми эмоциями героев, - стресс, в котором пребываем сегодня мы все. Неопределенность существования, зыбкость будущего, туманность перспектив и того, во что можно не веровать, а верить. Все исправно надели крестики и, как по команде, забыли "возлюбить ближнего своего". По фильму разбросаны такие приметы нашего времени, они крепко связаны друг с другом и вкупе образуют среду равнодушную и часто враждебную, подминающую под себя нашу жизнь.

И нужно что-то чрезвычайное, чтобы заглушить вал этой ненависти. Чтобы люди вспомнили о задушенной бытом любви, о милосердии, о сострадании. Это чрезвычайное неизбежно наступает в реальности - закономерность, не раз подтвержденная жизнью далеко за пределами фильма. Большие и малые трагедии нас оглушают чуть ли не ежедневно, притупляя все чувства. Их обрушивает на нас время, и они тут же становятся добычей хищных телешоу - тоже переполненных ненавистью друг к другу и к целому миру. Наступят такие ЧП и в фильме...

Зрители о фильмах

"Нашла коса на камень", реж. Анна Крайс

menska Anastasia: Настоящее искусство рождается на стыке жанров. "Черная сказка" о нулевых отражает свое время и дарит надежду на лучшее завтра.

Parts Елена: Фильм непростой, тяжелый, не каждый осилит. Это не то кино, за просмотром которого можно есть попкорн. Но! Главное - фильм заставляет зрителей размышлять. Ты можешь делать, что хочешь, но будет ли это свобода? Бутылка водки "Русская душа" и сувенир "матрешка" - как олицетворение самой России, измученной и затравленной. Война, религия, смысл нашей жизни, который утрачен. Хотелось бы отметить роль юмора, который сглаживает многие "острые углы": смех сквозь слезы или слезы сквозь смех. Юмор "черный", но не пошлый. Фильм рекомендую к просмотру для людей думающих. Автору успеха и новых творческих побед.

"Частное пионерское 3", реж. Александр Карпиловский

Ирина Леонова: Спасибо огромное за этот фильм на фестивале "Дубль дв@". Множество моих знакомых, полюбивших две первые серии, наконец-то смогли увидеть окончание всей истории. Очень трудно жить, так и не узнав, что же стало с Мишкой, Димкой и Леной - история "цепляет"...