В карьерах и на разрезах горнодобывающих предприятий трудится великое множество техники российских, зарубежных и локализованных предприятий. Но, разумеется, не каждый образец можно представить на экспозиции в центре Москвы. Например, карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ-35, новинку "Уралмаша", не выдержит ни одна дорога - он весит более тысячи тонн. Поэтому расскажем о более "мелкокалиберной" технике, которую посетители могут увидеть на MWR 2018. И о той, что на выставке не присутствует, но в горной промышленности активно используется.
Так, "Скания-Русь" представляет новый продукт в России - самосвал Scania G 440 B 8x4 HZ с кузовом объемом 25 кубов для перевозки скальных пород. Самосвал оснащен 13-литровым движком в 440 "лошадей" и усиленной КПП, специально разработанной для эксплуатации в карьерах.15 таких самосвалов уже переданы новокузнецкой компании "Управление по профилактике и рекультивации". А во второй половине года в РФ стартуют продажи самосвала Scania Heavy Tipper. Автомобили с колесными формулами 6x4 и 8x4 имеют грузоподъемность 30 и 40 тонн соответственно. Предназначены они для работы в горнодобывающей отрасли и способны обеспечить снижение стоимости каждой тонны перевозимого груза до 15 процентов. Как сообщили "РГ" в компании "Скания-Русь", в 2017 году в РФ 70 предприятиям отрасли было отгружено 324 единицы тяжелой техники.
Многолетний опыт в сфере производстве техники для горнорудной промышленности имеет и компания MAN Truck and Bus. И, по словам коммерческого директора "МАН Трак энд Бас РУС" Павла Селева, по итогам 2017 года на российском рынке MAN лидирует в сегменте полноприводных самосвалов с колесной формулой 6х6 (доля 48 процентов) и 8х8 (78 процентов).
"Важно, что карьерные самосвалы MAN выполняются в дорожном габарите и могут работать не только в условиях карьеров, но и выезжать на трассы общего пользования", - сообщил "РГ" Павел Селев. Рама, подвеска и мосты используются в такой технике в усиленном варианте. Например, используются мосты, рассчитанные на нагрузку в 9 тонн каждый. Мощность двигателя подбирается в зависимости от задач и потребностей клиента. Наиболее популярная коробка передач - роботизированная MAN TipMatic.
В этом году совместное предприятие итальянского автоконцерна Iveco и УралАЗа "ИВЕКО-АМТ" пополнило свой портфель самосвалами IVECO Astra HD9. Cреди горняков и строителей эти машины считаются "неубиваемыми". Уральские "Астры" уже протестированы крупными клиентами, например "АЛРОСой". СП работает в Челябинской области на площадке УралАЗа с 1994 года и выпускает технику, специально адаптированную для суровых условий эксплуатации по индивидуальным требованиям заказчиков. Как произведенная в РФ, эта техника включена в перечень субсидируемых минпромторгом.
Сам же Уральский автозавод, входящий в группу ГАЗ, поставляет для предприятий горной промышленности вспомогательную технику еще с середины 1970-х годов. Машины с шильдиком "Урал" способны работать на всех типах дорог, в том числе и при их отсутствии. И пусть "Уралы" непосредственно не участвуют в транспортировке сырья (кроме небольших карьеров, где использование тяжелых самосвалов нерационально), зато они обеспечивают жизнедеятельность многих подразделений горной промышленности. Это вахтовые автобусы для доставки бригад на объекты, топливозаправщики, автоцистерны, авторемонтные мастерские, автокраны. Автомобили "Урал" есть в автопарках "АЛРОСы", "Норникеля", Якутской топливно-энергетической компании и многих других.
Эти неприхотливые автомобили способны работать на высоте до 4500 метров при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50, преодолевать снежную целину до метра высотой, ров шириной до 1,2 метра, вертикальную стену до полуметра, водные препятствия глубиной до 1,75 метра. Весь модельный ряд имеет высокую степень унификации по агрегатам и комплектующим, что позволяет владельцу снизить затраты на техобслуживание и эксплуатацию.
Четыре года назад произошло обновление продуктовой линейки "Уралов", так появилось семейство "Урал NEXT". "Нексты" сохранили традиционные преимущества бренда, но стали при этом более надежными и комфортными. Они уже поступают на предприятия горной промышленности. Так, вахтовые автобусы поступили Назаровское угольное месторождение в Красноярском крае в рамках программы СУЭК по обновлению автопарка и улучшению условий труда и быта сотрудников.
"В модели вахтового автобуса "Урал" созданы оптимальные условия для перевозки людей. В салоне, рассчитанном на перевозку 20 пассажиров, мягкие сиденья, обязательные ремни безопасности, мощная система обогрева. В кабине водителя установлен бортовой компьютер и система круиз-контроля. Техника хорошая, современная, думаю, наш коллектив оценит новинки", - рассказал директор по производству компании "Разрез Назаровский" Александр Зиновьев.
Эти вахтовые автобусы без труда преодолевают распутицу, затяжные подъемы и спуски, развивают скорость до 85 километров в час.