Спецназовцы принимали участие в освобождении заложников в аэропорту "Минеральные Воды", боролись с незаконными вооруженными формированиями во всех регионах Северного Кавказа, участвовали в штурме Грозного и освобождении заложников в Кизляре. К сожалению, не обошлось и без потерь.
- Когда спецподразделение заходит по адресу, где окопались боевики, мы не знаем, где место укрытия. Зато они нас прекрасно видят. Но штурмовать надо - это наша работа. Порой ребята идут на верную смерть, - говорит Сергей Коцурба, заместитель командира СОБРа управления Росгвардии по Ставропольскому краю.
За время своего существования отряд провел более тысячи боевых операций. При исполнении служебного долга погибли пять СОБРовцев. Все они посмертно награждены орденами Мужества и навечно занесены в список личного состава подразделения, где проходили службу.
По инициативе замкомандира отряда создан Фонд помощи семьям погибших и безвременно ушедших сотрудников. Сергей Константинович до сих пор помнит парней, которые не вернулись из боя. В здании, где располагается отряд, в память о погибших установлена мемориальная плита с их портретами. Это Александр Карагодин, Павел Мельников, Олег Воронцов, Евгений Харченко и Вадим Занкевич. Здесь всегда живые цветы.
- Счастье у всех одно, а горе у каждого свое, - размышляет замкомандира. - Когда погиб Занкевич, дети его учились. Одного надо было собирать в школу, другого в институт. Мы с коллегами сначала перечисляли с зарплаты деньги вдове Вадима Наталье, а потом создали Фонд.
Наталья Занкевич до сих пор помнит день, когда потеряла мужа.
- У меня не было дурного предчувствия - уже давно привыкла к переживаниям. Вот только, когда я смотрела из окна, как он уходит, - вспоминает она. - Муж почему-то все время оглядывался... А на следующий день все не заладилось с самого утра. То кружка разобьется, то на транспорт опоздаю. А когда уже была на работе, заходит ко мне в кабинет брат Вадюши и говорит, что его больше нет...
Смерть Вадима Занкевича послужила толчком к созданию фонда. Помогла и дружба СОБРовцев с руководителем фирмы "ЮгСтройИнвест" Юрием Ивановым - человеком с большим сердцем, который помогает фонду регулярно.
- За 11 лет своего существования Фонд помог многим семьям погибших и ушедших из жизни или ныне здравствующих, но очень нуждающихся в поддержке. - рассказывает Коцурба. - Ежегодно тринадцать семей получают денежные пособия к Восьмому марта, Новому году, дню СОБРа, Пасхе, летним отпускам. А семьи с детьми и школьниками - еще дополнительные пособия, к первому сентября.
Добавим также, что родные сотрудников СОБРа имеют право на адресную помощь в случае болезни или другого чрезвычайного события. Много обращений поступает и от простых жителей края. К примеру, Фонд взялся помогать обратившемуся за помощью отцу троих детей, супругу которого парализовало и который с трудом справляется сам с малышами. Собровцы готовы помогать многим, но собранных средств не всегда достаточно, в основном деньги поступают от благотворителей.
- Это дело житейское. Рано или поздно у всех нас наступит такой момент, когда потребуется участие близких людей и коллег, - считает Сергей Коцурба. - Не должно быть так: похоронили, выпили рюмку и забыли. Сегодня мне не стыдно вдовам смотреть в глаза. Некоторые парни погибли 22 года назад, например, Саша Карагодин. Сын - его копия. Мальчик вырос, но мы помогаем семье. Никого не оставляем без внимания. Потому что если бы эти парни были живы и здоровы, то получали бы достойную зарплату, содержали бы свои семьи и обеспечивали образование детей. Фонд все эти годы не только помогает вдовам, матерям сотрудников СОБРа, но и уделяет внимание спортивным проектам, соревнованиям по каратэ, боксу, рукопашному бою, а также оказывает гуманитарную помощь соседним регионам. Фонд открыт для всех желающих творить добро.
На 25-летие СОБРа в местном драмтеатре собрались бойцы, ветераны отряда, пригласили вдов и матерей. Были концерт и минута молчания в память об ушедших. Говорили о том, что СОБРовцы всегда на страже нашей безопасности и в любой момент готовы прийти на помощь даже ценою собственной жизни. И если эту цену все же придется заплатить, бойцы уверены, что не только государство поможет их семьям, но и товарищи по службе.