На Урале ответственный бизнес озаботился снижением вредных выбросов

На днях Свердловскстат опубликовал данные об увеличении объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ряде муниципалитетов Среднего Урала в 2017 году. Серьезно ухудшилась ситуация в Верхней Пышме, где выбросы выросли в два раза, в Карпинске (на 74 процента), Нижней Туре (на 44) и ряде других городов и поселков региона.

Очевидно, во многом это следствие положительной тенденции - роста промпроизводства. Однако стоит ли в неблагоприятной экологической обстановке винить только заводы? По официальным данным, "вклад" автотранспорта уже практически сравнялся с их выбросами, а в городах с менее развитой промышленностью достигает 70-90 процентов. В то же время успешно работающие предприятия направляют значительные средства на модернизацию систем воздухо- и водоочистки, снижая свою долю в загрязнении окружающей среды, о чем люди не всегда осведомлены, а иной раз просто не желают принимать это во внимание.

Эксперты по пыли

Так, Асбест не попал в число территорий, где выбросы в прошлом году выросли. По данным министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в 2017 году содержание в атмосферном воздухе вредных веществ здесь ни разу не превысило установленные нормативы. Однако многие жители недовольны экологической обстановкой в городе и винят в этом крупные предприятия, в числе которых Асбестовский филиал компании "ФОРЭС".

Подобный подход очень удивил представителей челябинской фирмы "Албокос", тесно сотрудничающей с ФОРЭСом в части установки систем газоочистки. Пожалуй, можно без преувеличения утверждать, что специалисты этой компании являются одними из самых квалифицированных экспертов по пылегазоочистке в России. С участием западного инвестора - компании Albarrie Canada Ltd. - предприятие в Челябинске когда-то создали выходцы из специализированного треста "Уралцветметгазоочистка", а сегодня "Албокос" использует и отечественный опыт, и передовые мировые технологии для производства промышленных рукавных фильтров. Челябинцы работают в России и Казахстане с предприятиями самых разных отраслей - от мукомолов до производителей ферросплавов, проектируя и создавая системы фильтрации индивидуально под потребности каждого конкретного завода.

Понятно, что у местных журналистов возникла к специалистам масса вопросов - и о технологиях пылегазоочистки вообще, и об эффективности фильтрации воздуха на площадке ФОРЭС в частности.

- Говорить об эффективности очистки, на мой взгляд, вообще некорректно, ведь это относительная величина, которая зависит и от исходного загрязнения воздуха, и от итогового содержания в нем вредных веществ, и многих других параметров, - говорит гендиректор "Албокоса" Александр Чугуев. - Давайте использовать термин "остаточная запыленность", то есть измерять результат в конкретных цифрах.

Революция в очистке

Этот показатель на границе санитарно-защитной зоны Асбестовского филиала ФОРЭС за последние лет пять ни разу не превышал установленных для предприятия предельных значений, гарантия тому - как раз качественные фильтры. По словам представителей "Албокоса", в 1960-1970-х годах на Западе, а несколько позднее и у нас произошла революция в системе пылегазоочистки: на смену фильтрам из натуральных волокон (шерсти, хлопка, стеклоткани) пришли полимерные. Сегодня для изготовления рукавных фильтров используются полиэфирные, полиамидные и метаарамидные ткани, позволяющие более гибко учитывать условия конкретного производства - химическую агрессивность среды, температуру, объем газов.

Большинство рукавов, которые используют предприятия ФОРЭС, изготовлены из полиэфирного полотна с мембранной пленкой. Его эффективность и надежность проверил в свое время Институт электрофизики Уральского отделения РАН. Ученые подтвердили, что этот материал эффективно улавливает мелкодисперсную пыль и обладает повышенной способностью к очистке. А на высокотемпературных участках установлены рукава из метаарамида, улавливающие частицы менее микрона. Этот материал позволяет достигнуть остаточной запыленности в очищенном газе до 2-5 миллиграммов на кубометр. То есть предельно допустимой концентрации, установленной еще советским ГОСТом 1976 года. Кстати, как подчеркивают эксперты из "Албокоса", некоторые экологические нормативы в России по-прежнему гораздо жестче западных.

Песок не притягивается

ФОРЭС привлекал к работе производителя фильтров еще на стадии проектирования производства, что позволило максимально учесть его особенности. Они таковы, что основным загрязнителем здесь является неорганическая пыль - продукт помола оливина (силиката магния), служащего сырьем для изготовления пропантов, мелких керамических гранул, используемых в нефтедобыче при проведении гидроразрыва пласта.

Рукавный фильтр имеет "неотключаемый" тканевый барьер, а байпасы - обходы мимо рукава - здесь не то что не предусмотрены, а запрещены

Оливин - экологически чистый минерал, поэтому говорить о какой-либо вредности выбросов этого производства вообще не приходится. А над снижением остаточной запыленности здесь постоянно работают. В частности, постепенно компания отказывается от "мокрых" пылеуловителей (газопромывателей) в пользу сухой фильтрации. Во втором квартале 2018-го ФОРЭС закупит еще три новых мощных рукавных фильтра, которые установят в подразделениях в Асбесте, Сухом Логу и на шадринской "Технокерамике". На их приобретение и монтаж компания затратит 24 миллиона рублей. В дальнейшем планируется оснастить таким же оборудованием оставшиеся производственные линии.

Кстати, на вопрос о необходимости установки электрофильтров, который активно поднимают асбестовские общественники, эксперты ответили однозначно: для производства пропантов это худший вариант. Дело в том, что электрические фильтры наиболее эффективны там, где в выбросах присутствуют металлы и другие легко электризующиеся вещества. А вот силикат магния, по сути, обычный песок, наэлектризовать довольно сложно, поэтому значительное количество частиц может преодолеть это препятствие. К слову, при отключении электричества, аварийном или намеренном, такой фильтр представляет собой просто трубу, через которую газовая смесь прямиком выйдет наружу. Тогда как фильтр рукавный имеет "неотключаемый" тканевый барьер, а байпасы - обходы мимо рукава - здесь не то что не предусмотрены, а запрещены.

Наверное, не зря в последнее время многие крупные предприятия переходят именно на рукавные фильтры. Например, Рефтинская ГРЭС, несколько лет назад модернизировавшая систему золошлакоудаления, или фирма Knauf, на 20 заводах которой в России остался лишь один электрофильтр - остальные заменены на рукавные.

Уловят даже облака

Кстати, новое оборудование позволяет не только эффективнее улавливать пыль, но и несколько уменьшить парение за счет снижения разницы температур отходящих газов и окружающего воздуха. Сегодня над предприятием постоянно стоит "облако", особенно заметное в холодный период, - это неизбежный эффект на ряде производственных этапов: после мокрого помола оливин необходимо высушить до 10-процентной влажности, затем, после грануляции, пропанты обжигают в печах, отсюда большое количество водяного пара. Он безвреден, но для несведущих его клубы выглядят угрожающе.

- Говоря об экологии, люди часто апеллируют к эмоциям. Например, для иллюстрации загрязнения "зеленые" очень любят публиковать фотографии градирен, выдавая их за источники дыма. На самом деле над ними поднимается водяной пар, - говорит Александр Чугуев. - Облака над предприятиями ФОРЭС того же происхождения. Многие из нас купили увлажнитель воздуха в квартиру - никому ведь не приходит в голову утверждать, что он опасен.

Впрочем, ФОРЭС все же намерен уменьшить и облака, а также принять ряд мер для снижения запыленности внутри цехов - непосредственно на рабочих местах.

Снова в дело

Ну и наконец последний, но с точки зрения бизнеса самый убедительный аргумент, доказывающий, что выпады местных общественников не имеют под собой почвы. Дело в том, что снижение выбросов экономически выгодно самому предприятию. Производители не хотят, чтобы пыль вылетала в трубу, ведь, как напомнили эксперты из Челябинска, фильтры здесь ловят не отходы, а ценный продукт. Причем чем тоньше помол сырья, тем оно качественнее. Все, что собирается в рукавах, ФОРЭС вновь отправляет в производство, а это ни много ни мало - порядка 8000 тонн в год только на асбестовской площадке.

Справка

По данным министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в 2017 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в регионе составил 8219 тысяч тонн (в 2016-м - 8309 тысяч тонн), из них 7292 тысячи тонн (88,7 процента) уловлено и обезврежено.