Но если первым твитом - о ракетах для русских, президент подвел Пентагон, возможно, планировавший закулисно договориться с Кремлем, то вторым, написанным через 40 минут, - о желании совместно с Россией осуществлять политику разоружения, окончательно ввел в ступор свою администрацию. Как объяснил Washington Post источник в окружении американского лидера, "президент принимает решение или делает заявление, а затем его советники и доверенные лица приходят и говорят ему, что мы не можем этого сделать. Но когда Трампа отговорить не удается, мы перекраиваем политический процесс, чтобы подогнать его под то, что сказал глава государства". В итоге, утверждает издание, помощники Трампа просто смирились с тем, что практически не контролируют действия президента и держатся наготове, чтобы замять или сгладить неудачные выступления шефа.
Но о том, каковы будут дальнейшие шаги Америки в Сирии, похоже, достоверно не знает даже ближайшее окружение главы Белого дома. Ничуть не прояснила ситуацию представитель администрации Сара Сандерс. Она сообщила, что президент рассматривает различные возможности, а удар по Сирии "один из вариантов действий, которые Трамп может предпринять, а может и не предпринять". В четверг не менее туманно на этот счет высказался опять же в Twitter сам Трамп: "Никогда не говорил, когда произойдет атака в Сирии. Может быть, очень скоро или совсем не скоро!" Показательной выглядит реакция на происходящее председателя комитета Сената по иностранным делам Боба Коркера. На вопрос журналистов о грядущих планах США в Сирии он раздраженно выдавил: "Понятия не имею". И добавил: "Пока мне кажется, что это сотрясание воздуха".
"Выпад Трампа против России провоцирует войну между державами. Безответственность президента США ужасает", - прокомментировал последние твиты главы Белого дома Der Spiegel. По мнению советника программы по международной безопасности CSIS в Вашингтоне Сеса Джонса, высказанному РИА Новости, "никто из американских официальных лиц, включая самого президента, не заинтересован в войне с Россией из-за Сирии, поскольку эта страна не является ключевым интересом для США". Американские издания, со ссылкой на свои источники, сообщают, что до событий с химической атакой, якобы произошедшей в сирийском городе Дума, Трамп требовал, чтобы американские военнослужащие покинули Сирию в течение 48 часов. И только благодаря "заступничеству" Пентагона президент согласился оставить их в регионе еще на шесть месяцев.
О том, что военный удар по Сирии, по крайней мере, отсрочен, сообщил министр обороны США Джеймс Мэттис. Во-первых, по его словам, США еще оценивают доказательства предполагаемой химатаки (ранее Белый дом утверждал, что обладает точными разведданными, подтверждающими факт применения отравляющих веществ в Думе). А во-вторых, разъяснил Мэттис, военные готовы "предоставить варианты действий в Сирии на усмотрение президента" и сделают это, "если эти действия будут уместными". Иными словами, глава Пентагона дал понять, что еще не утверждал у Трампа план военного удара по Сирии и неизвестно, понадобится ли это в будущем.
Дальнейшее развитие событий в немалой степени зависит от результатов работы Организации по запрещению химоружия. В конце недели она направит в Сирию две группы экспертов. А в понедельник состоится заседание Исполнительного совета ОЗХО, где обсудят уже известные факты, связанные с предполагаемой химатакой в городе Дума. Как заявил в эфире NBC бывший министр обороны США Уильям Коэн, не лучший способ заниматься дипломатией или осуществлять военную стратегию, комментируя твиты президента США. По его мнению, нынешний руководитель оборонного ведомства Джеймс Мэттис не был предупрежден о твите Трампа с угрозой в адрес России, а "если бы знал об этом, то попытался убедить президента этот твит не публиковать".
В четверг в комитете по иностранным делам Сената состоялись слушания кандидата на пост госсекретаря США Майкла Помпео. Значительная часть заданных ему вопросов традиционно касалась российско-американских отношений. Нашу страну Помпео назвал угрозой для интересов США, тем не менее подчеркнув: "Дипломатическая работа с Москвой будет сложной, но, как и во время предыдущих конфронтаций с Россией, она должна продолжаться". Однако, замечает Reuters, некоторые сенаторы выражали опасение, что Помпео будет слишком подстраиваться под мнение Трампа и не сможет отстоять свою позицию при наличии разногласий с главой государства.