То, что первый "Зачетный препод" не рассчитан на длительное продолжение, прояснилось сразу: концом истории должен был стать конец происходящей с героем метаморфозы. Именно это случилось в третьей серии - бывший уголовник Зеки Мюллер (что для русского уха звучит гораздо колоритнее, чем для немецкого и турецкого) не просто перековался на трудовом фронте, а сделался образцовым педагогом. Благодаря ему отстающая школа стала передовой, а профориентированные им выпускники нашли подходящую работу. Поживший при социализме восточноевропеец легко увидит в этом комедийную переделку ритуального киносюжета, в котором некий субъект со стороны, новый руководитель или простой новатор, выводит забуксовавшее производство к сверхплановым показателям. Но режиссер Бора Дагтекин далек от иронии над "производственным" жанром и посмеивается только над героями, которых вталкивает в им же созданные сценарные обстоятельства. Впрочем, в немецком кино есть и обратный сюжет: в 2008 году Деннис Ганзель снял фильм "Эксперимент 2: Волна", основанный на реальном эксперименте, проведенном учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса американской средней школы, чтобы продемонстрировать легкость, с которой общество окунается в тоталитаризм.
Роль Мюллера исполняет обаятельный Элиас М Барек (тоже метис, как и Дагтекин, но с тунисской, а не турецкой половиной), в некоторых кадрах смахивающий на молодого Высоцкого, что доставляет заметившим сходство российским зрителям дополнительное удовольствие. Ему аккомпанируют две превосходные актрисы - Катя Риманн ("Он снова здесь") в роли директрисы школы и Сандра Хюллер, знакомая многим по "Тони Эрдманну", в роли училки, владеющей болевыми приемами. С другой стороны, тем менее убедительны сыгравшие учеников актеры, которым было за двадцать в первой серии (2013) и которые с той поры не помолодели.
Само собой, вероятность того, что человека с подделанным дипломом возьмут учителем в немецкую школу и не уволят после первой проверки, равна нулю. В отечественном "Физруке", кстати, тот же сюжетный ход выглядит естественней - тем более что Фому берут на работу не математиком, не физиком и даже не географом, пропившим глобус. Но в третьей серии "Препода" это не имеет значения, поскольку герр Мюллер уже не тот, что в первой. Зато его ученики, что называется, еще те - в самый крутой момент фильма наваливаются на учителя и сдирают с него портки. Эпизод выходит за границы не только правдоподобия, но и вкуса, однако следует иметь в виду, что в немецкой литературе желудочно-кишечный юмор (см. "Черный обелиск" или "Очаровательный кишечник") укоренен так же сильно, как половой юмор - во французской.
Впрочем, больше всего переборов - не в юмористической, а в назидательной части картины, особенно в эпизоде массового подобрения бездельников и раздолбаев под воздействием речи бывшего уголовника, от третьего лица слезно живописующего унижения и оскорбления, перенесенные им в детстве. Правда, передержки отчасти искупаются финальным номером, в котором поступающий в художественный институт выпускник прямо на экзамене получает телефонное известие, побуждающее его к творческому взрыву. Но это надо видеть, а не читать.