Вносит разнообразие в монотонную работу и столь же монотонную жизнь (каждое утро на завтрак вареные яйца, раз в неделю - секс с домработницей). Странное увлечение героя - в свободное время он по старой привычке продолжает следить за людьми, в основном случайными прохожими.
Он провожает их до закрытых дверей здания, куда ему нет хода - а дальше в его голове возникают подробные и крайне реалистичные картины: чем эти люди занимаются за закрытыми дверями.
Мерещатся герою исключительно непотребства - то садомазохистские оргии, то убийства. Фантазии от реальности герой отличить не способен - виной всему синдром пустого турецкого седла: области в гипофизе, нарушения которой провоцируют личностные расстройства.
После премьеры на прошлогоднем "Кинотавре" фильм Юсупа Разыкова добирался до российского проката почти год. И в данном случае для фильма это скорее плюс, чем минус. Про иные картины из конкурса главного фестиваля российского кино уже и не вспомнишь, а "Турецкое седло" будто бы настоялось и сегодня способно воздействовать на зрителя с новой силой.
Зрителей, знакомых с предыдущим творчеством Разыкова ("Гастарбайтер", "Стыд"), ждет сюрприз. Потому что перед ними не очередная безыскусная и безнадежная социальная драма, не душераздирающая провинциальная трагедия, а изумительно устроенный, сардонический и безотказно действующий анекдот с убийственным финальным твистом.
Тут есть не свойственное ранее Разыкову (да и, в общем, не слишком удающееся русскому кино) умение ловко обращаться с нарративом, сбивать зрителя с толку таким образом, что в момент разгадки остается только хлопать себя по коленке - черт возьми, как же я раньше не догадался!
Дополнительное обаяние этому анекдоту придает тот факт, что он работает еще и как обстоятельная и удивительно точная сатира на современные нравы.
Фильм Разыкова бьет по многим ключевым точкам устройства жизни в стране в конце 10-х годов нового века. Например, грандиозный разрыв между поколениями, живущими в разных реальностях, тут иллюстрируется за счет появления во втором акте важного персонажа - красивой девушки, которая селится этажом выше отставного офицера.
Из ее квартиры доносится божественный высокий голос, в который мужчина влюбляется. Но внезапно вспыхнувшую любовь он может проявить единственным известным способом - с помощью тотального контроля, постоянной слежки, в ходе которой ему, разумеется, мерещатся всякие ужасы из личной жизни героини. Извечное желание "держать и не пущать" - иначе гнилая природа юнцов приведет ко всеобщему разврату - неспроста у Разыкова зарифмована с неспособностью главного героя отличить реальный мир от мира собственной паранойи. Режиссер фиксирует момент опасной потери связи с реальностью, которая ни к чему хорошему, разумеется, привести не способна.
Это окукливание персонажа, блестяще сыгранного Валерием Масловым, полное его погружение в болезненные иллюзии, служит объяснением для многих проблем современности. Причем многие из этих проблем - зеркальное отражение друг друга.
Яростная гомофобия оборачивается неспособностью признать свое собственное "я", а желание контроля над окружающими увязано с бессилием навести хотя бы минимальный порядок в своей жизни.
Больной на голову человек, уверенный в собственной непогрешимости, не способный порвать с прошлым и проживающий жизнь в иллюзорном мире, где он дает решительный отпор скверне и пороку - несколько карикатурный, но вполне имеющий право на существование образ, созданный Разыковым для фиксации пресловутого "духа времени".
Вообще, нельзя постфактум не отметить очевидный факт - новое российское авторское кино с каждым годом все более изощренно описывает современность. Если еще пять-семь лет назад в его арсенале были в основном язык притчи или, другая крайность, мрачный гиперреализм, то теперь появляются опусы вроде "Турецкого седла". Они несколько прямолинейно, но при этом не без изящества говорят о текущем положении вещей в жанре остроумного сатирического памфлета: столь смешного, сколь и грустного одновременно.