Все знают, что когда что-то срывается, деньги надо возвращать. Но мало кто знает, сколько времени кассы должны держать свои окошки открытыми для этого. Правильный ответ: три года.
Болельщики помнят, каким событием должен был стать бой Поветкина со Стиверном. На кону был титул временного чемпиона мира по версии WBC (действующий чемпион тогда был на "больничном" из-за травмы). Однако все пошло не так: матч не состоялся, вместо Стиверна на ринг вышел другой боец.
Естественно, зрители, которых замена не устроила, получили полное право (и моральное, и законное) никуда не ходить и вернуть назад свои деньги. Однако, как рассказывают в суде, организация, продававшая билеты, установила жесткие сроки для отказников: с 26 декабря 2016 года по 30 декабря того же года.
Житель Екатеринбурга Максим Т. пришел в кассу только 1 марта 2017-го. Ему ответили, что уже поздно. Тогда мужчина пошел в суд. Там выяснилось, что и он не во всем прав. У него на руках были восемь билетов. Истец требовал деньги сразу за все, так как корешки нигде не оторваны. Но ответчики смогли доказать, что семь из восьми билетов были использованы. На каждом уникальный штрих-код. Как объяснили ответчики, штрих-коды всех проданных билетов выгружались в отдельный файл, когда при проходе зрителя контролер сканировал корешок. Будь билет поддельным или если кто-то пытался пройти по нему дважды, штрих-код бы не прочитался, болельщика не пустили. При такой системе отрывать корешки не требуется.
"Таким образом, наличие на руках у истца билетов с контрольным корешком не является подтверждением того, что вход по ним на мероприятие 17 декабря 2016 года не состоялся", - рассказывают в Свердловском областном суде. Но один билет был неиспользованным. Вот за него и пришлось заплатить. Суд первой инстанции взыскал с промоутеров 4 тысячи рублей - стоимость одного билета, 4 тысячи рублей - неустойку, 245 рублей - проценты, 1 тысячу рублей - компенсацию морального вреда, 4 622 рубля - штраф за то, что не удовлетворили требования потребителя в добровольном порядке. Свердловский облсуд оставил решение в силе.
"На такие ситуации распространяется общий срок исковой давности, установленный в Гражданском кодексе, - рассказывает адвокат Виктория Данильченко. - Он составляет три года. Поэтому организаторы мероприятия должны ждать, и если кто-то придет с обоснованными претензиями в течение этого времени, они должны их удовлетворить. Иначе заплатят потребителю еще и штраф в размере половины взысканной суммы".
По ее словам, многие организаторы в случае отмены зрелища устанавливают какие-то небольшие сроки на обмен билетов. Но де-юре это скорее просьбы.
"Более того, в гражданско-правовом отношении билет на любое представление является возмездным договором, - объясняет Виктория Данильченко. - Если потребитель в силу определенных обстоятельств не может посетить представление, на которое билеты приобретены заранее, то он вправе обратиться к организатору с информацией об отказе от исполнения договора и требованием возврата уплаченных за приобретенный билет денежных средств". То есть у людей есть право вернуть билеты и до представления и получить назад деньги.