Он основан на результатах мониторингов экономики образования, инновационного поведения населения, рынка труда научных кадров высшей квалификации, исследования качества приема в российские вузы, а также данных федеральной статистики.
Качество бюджетного приема в российские вузы выросло. Средний балл зачисленных на бюджетные места в целом по России в 2016 году превысил 70. Платный прием оказался значительно слабее: средний балл превышает 70 лишь по двум укрупненным группам, а по 26 - не дотягивает до 56. Введение ЕГЭ привело к тому, что подготовка к поступлению была перенесена с вуза на школу. За период 2006-2015 годов доля студентов, занимавшихся перед поступлением на платных курсах в своем вузе, сократилась с 25 до 8 процентов, с репетитором из своего вуза - с 14 до 4 процентов. В то же время 27 процентов студентов в 2015 году готовились к поступлению с репетитором из своей школы.
Интересны данные об образовательных планах молодежи. 47 процентов студентов бакалавриата и специалитета собирались продолжить обучение в магистратуре в российском вузе. За последние три года число планирующих поступление в магистратуру увеличилось почти вдвое, причем 56 процентов из них выбрали свой же вуз.
Повысилась и мотивация к совмещению учебы и работы. В 2015 году доля таких студентов в вузах достигла 51 процента. Мотивы при этом разные: 54 процента работают для удовлетворения своих финансовых нужд, а 28 процентов - ради получения опыта работы, который впоследствии будет оценен работодателями как дополнительное свидетельство конкурентоспособности выпускника.
Важной составляющей образовательного процесса является участие студентов в научной работе. В 2015 году наукой занимались 36 процентов студентов бакалавриата и специалитета. Студенты магистерских программ были заняты почти вдвое чаще, чем бакалавры и специалисты. Причем чем выше успеваемость студента, тем активнее он проявляет себя в научной работе. Наиболее распространенные формы такого участия - выступления на конференциях (в том числе студенческих) или семинарах, участие в конкурсах научных студенческих работ, безвозмездное участие в научных проектах, а один из 100 студентов уже является сотрудником научного подразделения. Не случайно за последние десять лет доля молодых ученых в российской науке увеличилась на 4 процента и теперь составляет одну пятую от общего числа.
В целом доклад рисует позитивный образ российского студенчества - активного, заинтересованного, нацеленного на перспективы и готового ради этого реализовать свой потенциал.