В сфере информационных технологий без изменения системы подготовки студентов мы совсем скоро столкнемся с еще большим дефицитом специалистов, который, по данным Минкомсвязи России, уже исчисляется сотнями тысяч.
Конечно, в ведущих вузах ситуация неплохая: открываются новые кафедры, приходят преподаватели, обладающие опытом и высокой квалификацией, проводится научно-исследовательская работа, уделяется большое внимание развитию практических навыков. Но в основной массе образовательных заведений ситуация не столь радужная. Учебные программы зачастую устарели, а преподаватели с их уровнем нагрузки и отчетности порой не успевают следить за происходящими изменениями и учитывать меняющиеся требования рынка труда.
При этом вопрос разработки и апробации инструментария для подготовки специалистов остается открытым, поскольку процесс выведения универсальных форматов без учета ресурсных возможностей и отраслевой специфики обречен на провал.
Поэтому вопросы совершенствования и развития этого образования целесообразно рассматривать с позиции региональных практик и опыта как образовательных учреждений, так и бизнеса. Мы убеждены, что важнейшим моментом для решения задачи является активизация совместных усилий всех заинтересованных сторон.
Прежде всего необходимо внедрять дополнительные образовательные форматы. К примеру, в нескольких вузах и колледжах Мордовии разработанные Bytex курсы по тестированию программного обеспечения и компьютерных игр уже включены в учебные планы, в других такие занятия проходят факультативно.
Широкое распространение получили мастер-классы и интенсивы по разработке компьютерных программ и игр. Они позволяют будущим специалистам не только углубить свои теоретические знания, но и получить различные практические профессиональные компетенции и навыки.
Еще один важный фактор - правильная организация производственных практик, на которых студенты, выполняя реальные рабочие задачи, закрепляют полученные знания. Это значительно облегчает процесс их трудовой адаптации.
Но, обращая внимание на проблему повышения эффективности программ вузов, не следует ограничиваться исключительно учебным направлением. Для получения высоких результатов необходимо взаимодействовать со студентами и вне аудиторий.
Ключевую роль здесь играют и неформальные встречи со студентами, и организация профориентационных мероприятий, позволяющих получить четкое представление о будущей профессии и трендах развития индустрии.