Цель - сделать систему образования соответствующей тем изменениям, которые происходят в мире. Опорные вузы - это способ задать образцы современного образования внутри страны, перестать плодить университеты и филиалы, которые продают дипломы в рассрочку, а сделать образование значимым для развития регионов. Они должны в буквальном смысле создавать будущее - взаимодействовать с властью и бизнесом, быть коммуникационной площадкой, на которой обсуждаются и принимаются решения в тесной интеграции с профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности (образовательному, научно-исследовательскому, инновационному, социальному). Речь идет и о повышении статуса университетов, но не с целью сохранения кадров, как принято считать. Бессмысленно бороться со следствием - тем, что, получив образование, дипломированные специалисты уезжают из своего региона. Но можно вовлекать их в создание места, в котором они захотят жить и за которое будут нести ответственность. Но пока это лишь красивая теория со слабыми местами и рисками. Довольно сложно поменять устоявшийся процесс, выйти из зоны комфорта, в которой и так все более или менее работает.
Опорный вуз - это поворот всей существующей системы, в то время как федеральные образовательные стандарты никто не отменял. То есть, с одной стороны, мы ищем новые формы управления, с другой - должны наполнять грузовики тоннами документов после аккредитаций и придумывать, как бы вырвать ребят из бесконечного процесса написания курсовых и сдачи зачетов для той же проектной работы.
Кроме того, любая программа - это всего лишь свод определенных правил. Механизм простой: выполнил правила, заполнил все бумаги - попал в программу. В случае с опорными университетами их деятельность характеризуется численностью студентов, доходами, объемом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совокупным оборотом инновационных предприятий, количеством научных публикаций и т.д. Однако, фокусируясь на этих критериях, очень легко скатиться в формализм.
Невозможно стать центром инноваций за счет организационных успехов. И не важно, сколько денег вы заработали, сколько станков выпустили и сколько статей написали, если сами не понимаете, зачем все это. Если этого не понимают власти региона и люди, для которых это делается.
Мне кажется, если губернатор не начинает свой день с опорного университета, это уже не опорный университет. Он должен, в первую очередь, не лоск наводить на существующую инфраструктуру, а вникать в задачи молодежи, которая определит развитие его региона в будущем. И это тоже очень сложно. Зачем тому же губернатору или ректору, которого через пару лет переизберут, думать о перспективах, заглядывать на 20 лет вперед?
Да и саму программу все понимают по-разному: одни решают свои политические задачи, другие хотят получить дотации, третьи скооперироваться с бизнесом. Конечно, выгодно работать, например, с нефтегазовым комплексом, зарабатывать на этом, но задача-то шире - в обустройстве среды в целом. Вряд ли все стройными рядами начнут ее решать. Для запуска процесса изменений достаточно критической массы - 5 - 10 процентов вовлеченных людей, которые будут создавать институты воспроизводства наработанного и заниматься культурным захоронением устаревших форм.
Как понять, что процесс изменений запущен? Самый яркий показатель - отклик потребителей того, что ты производишь. Мы производим знания. Кому они нужны - молодежи, власти, бизнесу, стране, миру? Достаточно спросить у населения региона, знают ли они о существовании своего опорного вуза? Знают ли об этом сами студенты, насколько они вовлечены в процесс? На что уходят деньги, выделенные на программу, - студентам повышают стипендии или покупают новые компьютеры? Ответы на эти вопросы - это и есть показатель изменений.
Чтобы программа опорных вузов раскачала нашу систему образования, подойти к изменениям нужно по формуле "думай и делай". Причем думать надо о реальных проблемах, а мы привыкли решать выдуманные, которые легче и безопаснее. У нас в Самарском политехническом университете мы начали придумывать новые формы, которые бы не позволяли транслировать токсичные старые знания. Одной из них стали межпрофессиональные проектные группы. Работают они так: выбирается тема, которая соответствует стратегии развития региона, по ней формулируется стратегический проект с рабочими целями и задачами. Они, в свою очередь, переформатируются в групповые проекты, в которых могут быть задействованы студенты, школьники, ученые. В результате группа формирует техническое задание для вуза: какие навыки и компетенции нужны для проектной работы, на каких предприятиях это может быть реализовано. Чем больше я работаю с вузами, тем больше понимаю, что ТЗ - это не прерогатива министерства или даже предприятий. Запрос должен идти фактически из детского сада, как бы странно это ни звучало. Нужно понять, что захотят и смогут дети, которые через 10 - 15 лет придут в вуз, придумать, как научить неиспорченного образованием ребенка, дать ему что-то сделать. А глобальная цель сделать так, чтобы ответственность за будущее стала предметом заботы молодежи. Чтобы студенты не в игрушки играли вроде курсовых работ для галочки, а здесь и сейчас включались в реальные проекты и несли за них ответственность. Чем раньше это происходит, тем лучше.
Чтобы сделать изменения необратимыми, нужна команда, разделяющая правила игры, которые сама же и придумывает, с ответственностью за последствия. Программа опорных университетов всего лишь шанс. И хорошо, что их уже много: из 33 получится 5 - 10 реальных, они и создадут образцы и нормы для остальных.
Гарантий нет, и если программу постигнет неудача, нужно будет возвращаться и начинать сначала, периодически отрываясь, чтобы поднять голову и посмотреть, что происходит в мире. А он меняется очень быстро, поэтому так важно не терять из виду горизонт, фокусируясь на своих маленьких победах.