Почему на Дону буксует система безналичной оплаты проезда в транспорте

Систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте введут на территории всей Ростовской области в 2019 - 2020 годах. Такое решение было принято на заседании Законодательного собрания с участием представителей регионального министерства транспорта, муниципальных образований, транспортных компаний и СМИ. Кому выгоден переход на безналичную оплату, а кто из-за этого уйдет в минус?

Главным в повестке дня стал вопрос об общем состоянии и перспективах развития системы перевозок пассажиров автомобильным транспортом на Дону. Не секрет, что сегодня в отрасли есть большая проблема - теневой сектор. Кто из пассажиров не сталкивался с ситуаций, когда валидатор в автобусе есть, но он не работает? Тут явный интерес водителей. И никто не знает, какая сумма "живых" денег проходит через их руки за смену.

- Я рассчитал свой бюджет и пришел к выводу, что платить картой явно выгоднее. Если наличными я должен заплатить 24 рубля, то по карте стоимость поездки 20. На работу еду двумя автобусами, с работы так же. Если оплачиваю безналично, экономия выходит 16 рублей в день. Это 80 рублей в неделю, а в месяц минимум 320, - приводит свои расчеты ростовчанин Андрей Иванов. - Сейчас наличными вообще практически не пользуюсь. Деньги на жизнь на банковской карте, и на транспортную пару раз в месяц кладу определенную сумму. Несколько раз уже было так: захожу в автобус, прикладываю карту, а в ответ - "оплата не произведена". Водитель требует расплатиться наличными. А когда понимает, что денег нет, совершает какие-то манипуляции с валидатором, и тот начинает функционировать.

Речь идет не только о полном переходе от наличной оплаты к безналичной, но и о том, как упорядочить работу маршрутных такси, в которых безналичная оплата пока не внедрена.

Еще один сложный вопрос связан с компенсацией, выплачиваемой перевозчикам за проезд пассажиров, относящихся к льготной категории. Ведь из бюджета области огромные суммы направляются на погашение затрат на перевозку школьников, пенсионеров, ветеранов труда и других льготников.

- Когда в Ростове установили валидаторы, некоторым автотранспортным предприятиям компенсации из бюджета снизили в несколько раз, - говорит генеральный директор Ростовского АТП №3 Вячеслав Караев. - Сейчас из бюджета выделяют колоссальные средства, и на самом деле их более чем достаточно. Но надо устранить беспорядок в расходовании этих средств.

При этом компенсации, направляемые АТП, только растут, хотя льготников официально становится меньше. Если в 2013 году числилось 373 тысячи льготников, в 2017-м их оказалось 318 тысяч. В 2013 году общая компенсация из бюджета области на перевозку льготников на пригородных и межмуниципальных маршрутах составила 365 миллионов рублей, в 2017 году - 520 миллионов, а в 2018-м уже 601 миллион. Хотя причина здесь скорее в том, что проезд за это время подорожал.

- Проблема отрасли - непрозрачность системы выплаты и слабый контроль со стороны профильных ведомств, - констатирует Сергей Косинов. - Поэтому внедрение валидаторов на территории всей области - одна из важнейших задач. Это позволит эффективнее бороться с теневым бизнесом в сфере пассажирских перевозок и сделать более рациональными бюджетные расходы.

Тем временем

По данным Ростовстата, за два месяца 2018 года количество пассажиров, перевезенных общественным городским транспортом, оказалось на 34 процента ниже, чем за аналогичный период прошлого года. В целом в области показатель снизился на 20 процентов. В департаменте транспорта считают, что падение пассажиропотока связано с активным использование городской электрички, а также увеличением на три-четыре процента числа легковых автомобилей.

Как у соседей

Пассажиры муниципального транспорта Волгограда уже привыкли пользоваться картами "Волна". Гражданин может выбрать наиболее подходящий для себя тариф. Например, "Универсальный", когда списание единиц происходит при каждой поездке. "Часовой безлимитный" позволяет совершить неограниченное количество пересадок на всех видах транспорта в течение часа. Электронный кошелек "Безлимитный" действует в течение календарного месяца на определенном виде транспорта. А при тарифе "Лимитном" списание транспортных единиц происходит при каждой поездке. Пользование "Волной" дает небольшую экономию. Так, проезд в автобусе при оплате наличными обойдется в 20 рублей. Обладатель карты заплатит 18 рублей. В Волгограде Сбербанк выпускает дебетовые банковские карты с предустановленным транспортным приложением. Ими можно оплачивать поездки точно так же, как "Волной". Фактически это две карты в одной, при этом банковская часть защищена ПИН-кодом. С ноября прошлого года волгоградцы могут расплатиться в транспорте и с помощью мобильных телефонов, которые подключены к системе мобильных платежей Apple Pay или Android Pay.