Новости

17.04.2018 20:03
Рубрика: Общество

Инженеры пропали

В школах нужно популяризировать технические знания и навыки
Развитие инженерного образования объявлено одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. В России действует сразу несколько образовательных программ, однако, считают эксперты, возможностей и необходимости для их корректировки еще достаточно.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

О важности и нужности инженеров для модернизации российской экономики говорил президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию: "Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня".

Пока же развитие инженерного образования находится в зачаточном состоянии, считает Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров.

"Единственное, что произошло и уже заметно - немного реабилитировали инженерные специальности, и они стали популярней среди молодежи", - констатирует он. Именно поэтому, уверен эксперт, прежде всего необходимо обратить внимание на пропаганду инженерных специальностей и разъяснение их необходимости для общества, возвышение статуса заслуженных инженеров в обществе.

Тем более что в последнее время престиж инженерного образования и специальностей был основательно принижен, среди молодежи, выбирающей свой жизненный путь, более популярными стали профессии менеджера, юриста, экономиста.

Именно поэтому сегодня недостаток инженеров, способных к самостоятельным действиям, ощущается очень сильно. "Полной статистики о комплектности нет, но если говорить о конкретных крупных объектах, которые строятся в России сегодня, то на них нехватка инженерного состава составляет от 30 до 50 процентов", - оценивает масштабы проблемы Иван Андриевский. По его мнению, популяризацию инженерных профессий необходимо начинать еще со школы.

"Хорошим началом было бы введение в школах соответствующих инженерно-технических классов, где ребята занимались бы инженерным делом, радиоделом, строительным, обработкой металлов, знакомились с конкретными технологиями", - предлагает эксперт. Причем это не должны быть переформатированные уроки труда.

Насытить рынок труда профессиональными инженерами можно всего за 10 лет

"Час инженерного развития, я бы так назвал новый предмет, необходимо вводить в основную школьную программу. А обычные уроки труда я бы оставил, не трогал. Сегодня очень серьезно все завязывается на новых технологиях. А их надо осознавать с детства. И техника сейчас очень быстро развивается. Поэтому нужен отдельный предмет в рамках школьной программы, пусть на час в неделю, но отдельный", - уверен Андриевский.

А далее необходимо смотреть на то, кто из ребят заинтересован в получении новых знаний инженерного профиля и отбирать тех, кому это нравится, чтобы они не уходили из специальности, считает эксперт. И, конечно, "пропагандировать инженерную специализацию так, как это было в советское время, чтобы вчерашние школьники понимали: те, кто строит заводы, создает новую технику, являются в нашем государстве уважаемыми людьми".

В результате, уверен Андриевский, в течение десяти лет произойдет насыщение рынка профессиональными инженерами нового уровня.

"Мы живем в эпоху, когда разрыв между "белыми" и "синими" воротничками стремительно сокращается. Сегодня базовые инженерные задачи фактически начинают выполнять обычные рабочие. Поэтому так важно уделять особое внимание повышению квалификации даже не столько инженеров, сколько всего производственного персонала", - констатирует Роберт Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы" (Worldskills Россия).

Хорошим началом было бы введение в школах технических классов, где ребята занимались бы инженерным делом

Практика внедрения зарубежных стандартов профессиональной подготовки кадров в нашу систему показывает, что мы по ряду параметров заметно отстаем, соглашается он с Иваном Андриевским.

"За счет автоматизации и усложнения технологических процессов профессии в мире становятся интегральными, то есть более сложными. Но в России адаптация пока идет довольно медленно. То, что в мире делает один работник, у нас все еще делают четыре. Такое отставание - реальная проблема и серьезный тормоз для экономики", - резюмирует Уразов.

Кстати говоря, накануне выпускных экзаменов прошлого учебного года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди 1800 родителей разновозрастных детей, предложив выбрать три профессии, которые они выбрали бы для своих детей. По итогам исследования выяснилось, что 35 процентов респондентов хотят видеть своих детей врачом, фельдшером или медсестрой. Карьеру юриста видят в качестве желательной 11 процентов опрошенных, педагогов и квалифицированных рабочих - 10 процентов. Инженерные специальности пожелали бы получить своим чадам и внукам только 9 процентов родителей.

Сами же старшеклассники, в свою очередь, считают, что профессия инженера для того, чтобы их привлечь, должна быть "интересной, обеспечивать материальный достаток, карьерный рост, иметь высокий социальный статус, давать возможность общения с интересными людьми, быть востребованной на рынке труда". И при этом они не считают ее основной в качестве ориентира на всю жизнь. Почти каждый второй даже из тех, кто выбирает профессию инженера, намечает себе и вторую сферу занятости "про запас". В число таких "запасных" входят все те же профессии юриста, менеджера и экономиста.

30 процентов - минимальная нехватка инженеров на крупных строящихся объектах в России

При этом и в утвержденном Минтрудом России справочнике новых и перспективных профессий, которые востребованы на рынке труда, инженеры встречаются не так уж и часто - 171 позиция из общего списка в 1625 профессий. Получается, в понимании государственного регулятора в сфере труда инженеры составляют около 10 процентов востребованных профессий.

Тем не менее, в прошлом году на полях Петербургского международного экономического форума глава Роструда Всеволод Вуколов заявил о том, что больше всего предприятия страдают от нехватки инженерных кадров.

"На сегодняшний день главная проблема для предприятий - они не могут найти специалиста в инженерной отрасли, не могут найти именно специалиста в сфере производственного блока", - заявил он в интервью РИА Новости. При этом Вуколов отметил общую тенденцию на улучшение климата на российском рынке труда.

А по оценке Росстата, еще в конце 2016 года неудовлетворенная потребность в специалистах с высшим образованием в области науки и техники составляла 39,7 тысячи человек. Так что оценки разных экспертов по-прежнему не дают ясности, сколько и каких инженерных кадров необходимо стране. Для тех, кто собирается связать свою жизнь с этой специальностью, сложно разобраться и в том, какую зарплату они будут получать. Дело в том, что инженерные специальности очень многообразны, поэтому оценить средний заработок однозначно сложно - в разных промышленных отраслях колебания могут составлять десятки тысяч рублей. Тем не менее, по данным кадровых агентств, средняя заработная плата инженера (без учета особенностей отрасли) варьируется в рамках от 35 до 55 тысяч рублей.