18.04.2018 16:08
    Поделиться

    В Петербурге разгорелся скандал вокруг музея Достоевского

    Вокруг музея главного писателя Петербурга разгорелся скандал
    В Петербурге разразился очередной градостроительный скандал. Сквер, прилегающий к мемориальному дому-музею знаменитого писателя Федора Достоевского, решили застроить. Причем не просто домом, вписывающимся в общий антураж Кузнечного переулка, а пятиэтажной "стекляшкой", нарушающей дореволюционный стиль окрестных построек. "РГ" выяснила, как относятся сами музейные работники к такому новшеству.

    На первый взгляд проект архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры" действительно может показаться несколько спорным. Вертикальная, застек­ленная с фасада башня и прилегающее к нему здание в неоконструктивистском стиле несколько не вяжутся с окружением, представляющим собой "тот самый Петербург Достоевского", - кирпичными доходными домами, покрытыми желто-бежевой штукатуркой. Однако не стоит забывать, что в этом треугольнике между станциями метро "Владимирская", "Площадь Восстания" и "Лиговский проспект" бал правит эклектика: дешевый ампир и стилизации под барокко чередуются с модерном и безликой архитектурой эпохи индустриальной революции и советского времени.

    Кроме того, даже градозащитникам понятно, что музею Достоевского элементарно нужно больше места.

    - Музей был открыт к 150-летию писателя в 1971 году. Я давно слежу за его работой и понимаю, что ему катастрофически не хватает площадей, - подчеркивает Евгений Герасимов. - Об их расширении мы заговорили еще в 2016 году, сделав презентацию нашей концепции. И сейчас я очень рад, что мы наконец-то двигаемся в правильном направлении, ведь для Петербурга дело чести - достойно отметить 200-летие Достоевского в 2021 году.

    Впрочем, активистов волнует не столько расширение музея Достоевского, сколько судьба сквера, который собираются застроить. Как известно, центр Петербурга и так страдает от нехватки зелени, город давно превратился в "каменный мешок". Сам сквер - это всего лишь кучка низкорослых деревьев, где толком даже не погулять с ребенком, зато его облюбовали студенты Инженерно-экономического университета, которые бегают туда покурить между парами.

    Градозащитники упирают прежде всего на экологический аспект проблемы, справедливо замечая, что в Центральном районе не соблюдаются нормы "обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования". Дело в том, что общероссийский стандарт составляет минимум шесть метров на человека, а в центре Северной столицы - всего 4,4 метра. "Решение о строительстве нового здания музея Достоевского на месте сквера в Кузнечном переулке противоречит основным положениям "Петербургской стратегии сохранения культурного наследия", а также нарушает наше право на благоприятную окружающую среду", - говорится в открытом письме, направленном в Смольный.

    Активисты требуют отменить решение о застройке сквера, вернуть ему статус территории ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования) и подыскать для музея Достоевского какое-нибудь пустующее здание. Музейные работники оказались слегка удивлены таким предложением.

    - Вокруг нас жилые дома, и расселить их - огромный труд. А открыть филиал где-то на выселках - не лучший вариант, - отмечает заместитель директора музея Достоевского Вера Бирон. - Для того, чтобы музей был живым, необходимо искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. Если музеи будут существовать исключительно как хранилища, они превратятся в архивы. Посетителей становится больше, а входная зона не предусмотрена для этого - подвальное помещение можно сравнить с общественным транспортом в час пик. Узкие лестницы не позволяют сделать подъемники для колясок, поэтому часть экскурсантов просто лишена возможности посещать музей.

    При этом, по ее словам, не стоит заранее возмущаться "скандальным" фасадом нового филиала, поскольку это еще не окончательный вариант.

    - Надеемся, что архитектор Герасимов, создавший проект из любви к Достоевскому, найдет такой вариант решения фасада, который органично впишется в Кузнечный переулок, соединив XXI век с репликами XIX-го. Здание музея, которое будет строиться в XXI веке, не должно имитировать прежний доходный дом, - добавила Вера Бирон. - Оно предназначено именно для музея, поэтому облик здания должен отличаться от окружающей городской среды. Если найден будет точный вариант, новый музей может стать знаком города, его визитной карточкой.

    Поделиться