Как лучшие школьники России искали себя на уральских заводах

Появление четырех белых автобусов в сопровождении двух экипажей ДПС, "скорой помощи" и машины пожарной охраны парализовало все городское движение в Первоуральске.

- Кого же это везут? - робко спрашивали самые отважные прохожие у выходящих из автобусов.

- "Ломоносовский обоз" приехал, - важно отвечали те.

- Что ж это за обоз такой? - недоумевали уральцы.

- Сто лучших школьников России на деньги Фонда президентских грантов путешествуют по уральским заводам, - снова, как до этого и в других городах маршрута, отвечали "обозники".

Кто закрутит гайку

В учебном центре Первоуральского новотрубного завода в тот день случился некоторый ажиотаж. Путешественникам показали демонстрационный цех, мастерские, отвели на основное производство и, наконец, все разместились в конференц-зале.

- У нас уникальное передовое производство, мы реализуем концепцию "Белой металлургии", - привычно начал рассказ руководитель направления по профориентации ПНТЗ Алексей Смирнов. - Здесь созданы все условия для рабочих. Начальная зарплата - от 20 тысяч рублей, при необходимости предоставляем квартиры в социальный наем. По мере роста квалификации доход будет расти - есть цеха, где средняя зарплата - 75 тысяч рублей.

Школьники из "обоза" слушали без особого интереса. Они ждали, когда начнут рассказывать об инженерах, руководителях, должностях, которые они считали для себя достойными. Но Алексей Смирнов эту тему даже не затронул, зато упомянул о поликлинике и заводском фитнес-центре, инновационных рабочих компетенциях...

- Я ведь на завод работать не пойду, - честно потом призналась одиннадцатиклассница из Крыма Наталья Кирей. - Мне что интересно: я до сих пор про промышленность ничего толком не знала. А тут можно посмотреть, что за люди делают трубы, чем живут. Для общего развития очень полезно.

Примерно такие же разговоры возникали после посещения других предприятий. Сотрудники "Уралвагонзавода" из Нижнего Тагила упирали на свое уникальное производство, грозные танки, славную историю и наличие собственной лыжной базы для рабочих, а также очень симпатичные условия льготной ипотеки. А ребята ждали, когда им расскажут про будущие вакансии аналитиков и управленцев.

- Да что они так в инженерные должности вцепились, - вполголоса возмутилась кадровичка, присутствовавшая на очередной встрече. - Хороший рабочий куда больше среднего клерка получает и намного интереснее живет.

Сидевшие рядом ребята только недоуменно на нее обернулись. Рабочим?! Фи!

Работа мечты

В ходе двухнедельного путешествия по городам Урала каждый участник должен был выполнить работу, посвященную одной из проблем региона. Впрочем, как оказалось, темы этих работ зачастую не имели никакого отношения к будущей профессии участников.
- Моя тема - образование, каким оно должно стать в XXI веке, - поделилась ученица 10-го класса московской школы Софья Камуля. - Надо избавить школы от "попугайничества", увеличить объемы творческой деятельности. Создать несколько передовых учебных центров по всей стране, обязательную программу давать лет за шесть, но так, чтобы образование стало более фундаментальным. В будущем стану, наверное, или директором авторской школы, или министром образования. А учиться пойду на востоковеда.

Важно, чтобы народ знал, куда можно пойти и что именно предстоит делать на будущей работе

Поработаю переводчиком, посмотрю мир, а потом займусь делом.

Будущий финалист конкурса работ среди участников "обоза" Александр Веприцкий, еще один десятиклассник из Москвы, уже успел стать призером Всероссийской олимпиады школьников по географии. У него льгота при поступлении в вуз, и место на выбранном им геофаке МГУ парню практически гарантировано. Свой труд он посвятил цветной металлургии Урала.

- Чтобы отрасль развивалась, должна быть конкуренция между компаниями, - уверено объясняет он. - А тут работают крупные компании, у каждой своя ниша, терок между ними нет. Все это снижает конкурентоспособность. Нужен эффективный антимонопольный контроль. Ведь сложившееся олигархическое общество - это не очень хорошо.

С будущей работой Александр пока не определился. Говорит, геофак открывает дорогу и в госуправление, и в науку. Чему себя посвятить, будет думать к окончанию вуза.

- Работать за 30-40 тысяч рублей, наверное, я не стану, - размышляет он. - Вот если бы предложили сотню... И мне нужна аналитическая и теоретическая работа, а не место рабочего.

Правила карьерного роста

Ситуация получается патовая: промышленности нужны рабочие, но на этих должностях трудиться никто из способных ребят не желает. Есть ли выход из этого тупика?

- Современные дети очень плохо понимают, чему можно посвятить себя, - размышляет предводитель "Ломоносовского обоза" Владимир Скрипниченко. - Нам важно показать им, какие есть варианты профессиональной ориентации. Чтобы народ знал, куда можно пойти и что именно предстоит делать на работе. Мы показываем ребятам страну, производства. Они постят фотографии в соцсетях, делятся своими впечатлениями с друзьями. И те тоже начинают думать,чем они могли и хотели бы заниматься. Кому-то что-то обязательно приглянется.

- Я за последние пять лет вот эту историю про "не хотим работать руками" от старшеклассников слышу постоянно, - делится начальник отдела развития и оценки персонала "ЛУКОЙЛ-Пермь" Алла Квятовская. - Но для всех новых сотрудников, даже с высшим образованием, карьера в нашей компании начинается с рабочих должностей, с зарплаты в 25 тысяч рублей. И когда ребята получают дипломы, никаких особых проблем уехать из города на месторождение и поработать там год-другой уже не возникает. Потом многие остаются, а кто-то делает карьеру, возвращается в городской офис. Через несколько лет их доход может вырасти и в два раза, и больше. Но надо понимать, что интеллектуальным трудом заняты очень немногие, это право надо заслужить, проявить себя.

Компетентно

Хорошо там, где интересно

Ирина Святицкая, руководитель проекта Career.ru:

- Средняя заработная плата в Москве в начале карьеры примерно 30 тысяч рублей. Повыше зарплаты в ИТ.

Но мир меняется быстро, выбирать профессию на всю жизнь, исходя из текущей ситуации на рынке труда, вряд ли стоит. Возможно, завтра появится новая технология, которая перевернет мир. Нужно научиться учиться, анализировать, быстро адаптироваться к изменениям, всячески развивать свои навыки и приобретать новые. Важно заниматься именно тем, что нравится, а не гнаться за трендами. Вовлеченность в профессию - один из двигателей карьеры.