Издание состоит из доклада о будущем мирового образования "Образовательная экосистема для общественной трансформации" и исследования "Образование для сложного мира: зачем, чему и как". Первая часть посвящена международным тенденциям в системе образования и объясняет, как на этапе перехода к экономике знаний выстраивать образовательные технологии в школе и за ее пределами. Вторая часть обобщает российский опыт, описывая актуальные для нашей страны тенденции образовательной сферы.
На ММСО также пройдет одноименная дискуссия. Один из ее участников, генеральный директор корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин, рассказал "РГ" о трех предпосылках смены образовательной парадигмы.
- Сейчас никто не может точно сформулировать, какие знания, навыки и умения необходимо давать нынешним первоклассникам, к каким результатам обучения они должны прийти через одиннадцать лет. Мир меняется, и знания, актуальные еще вчера, сегодня таковыми уже не являются. Работая в ситуации неопределенности, мы можем ставить перед собой лишь три задачи, которые жизненно важно обеспечить в рамках школьной подготовки детей. Это стремление к метапредметным результатам, мотивация или, проще говоря, любовь к обучению и воспитание нравственных начал.
В рамках развития новой парадигмы образования формат онлайн-обучения становится все более популярным. Он позволяет существенно улучшить результаты обучения, обеспечивает его интерактивность, предоставляет круглосуточный доступ к знаниям и способен комбинировать разные форматы. Кроме того онлайн-решения способствуют персонализации обучения. Анализируя большие объемы данных, мы можем не только реализовать потенциал каждого ученика, но и существенно улучшить качество человеческого капитала на уровне всей страны. Однако цифровые методы не могут полностью вытеснить привычные формы. В личном общении ученика и учителя и детей между собой развиваются навыки социализации, коммуникативные, командные и лидерские качества, о необходимости которых мы говорим в ХХI веке.
Электронные пособия все больше входят в обиход школьников, но смогут ли они полностью заменить бумажные учебники? Безусловно, цифровые носители имеют серьезные преимущества перед бумагой - они не ограничены в объеме, имеют разнообразные форматы и предоставляют быстрый доступ из любой точки мира. Однако если речь идет о структурированной подаче информации, снабженной методически правильно расположенным иллюстративным рядом, таблицами, графиками и схемами, а именно в таком виде формируются учебные материалы, то традиционные книги пока гораздо эффективней справляются с этой задачей.