Президент ММКФ начал с того, что определил преимущества проведения киносмотра в апреле. Основное из них заключается в том, что в июне многие уезжают, а сейчас все на месте. Затем Михалков порадовался тому, что на фестивале много мировых премьер, кроме того, его "радует, что не только сохраняем, но и увеличиваем число программ".
Никита Сергеевич перечислил программы, поблагодарил кураторов, особо выделил программу "Время женщин" (куратор Анжелика Артюх): "Время матриархата не за горами. Все больше картин высокого профессионального класса делаются женщинами-режиссерами, и это - серьезная тенденция". Он предупредил, что на фестивале "будут скандальные и шумные фильмы", и добавил: "Это хорошо - здоровое дело!".
Как всегда привел цифры: "Был план - 204 картины, а в итоге их 212. Приехали из 60 стран". Одобрил то, что конкурс увеличился: "Жюри готовилось к 12 картинам, но в итоге будет смотреть 16".
Дальше президент ММКФ отвечал на вопросы.
Обозреватель "РГ" спросила об ощущениях Никиты Сергеевича в связи с юбилеем киносмотра. Что думает? Какие аналогии проводит?
"Я сравниваю, вспоминая то ощущение юношеского азарта, которое было раньше на фестивале, - что после одиннадцати можно выпить. Какой был пресс-бар! Когда приезжали звезды, такие, как Софи Лорен. Если вы помните, фестиваль проходил через год. Люди "аукались фестивалем", говоря так: "Тот год, когда проходил фестиваль" или "тот год, когда не было фестиваля". Если говорить про последние 15 лет, он, может быть, стал скучнее, рутиннее. Но он перестал находиться все время на грани срыва и истерики по поводу того, что что-то не получится. Фестиваль набрал мощь и энергию, и я спокойно могу смотреть по три картины в день, зная, что ММКФ - фествиаль, который работает".
Конечно, мэтра спросили про то, как организовывать киносмотр в Москве в современных политических условиях.
"Конечно, ситуация, которая сложилась, не может не отражаться на гостях. У меня есть близкие товарищи, высочайшего класса кинематографисты, которые не могут приехать. Я начинаю работать, понимая, что все это не может не отразиться на моей профессии, жизни, карьере, - ответил Михалков. - Конечно, условия сложные. Но мы не почувствовали этого с точки зрения программ. Наши отборщики ездили по всему миру, и вот такого давления, мол, мы вам не дадим фильмы, потому что вы русские - этого не было. Потому что в мире кино удерживают приличия по отношению друг к другу. Но нам приходится быть более собранными".
Собравшихся интересовал и вопрос об отношении Никиты Михалкова к борьбе с домогательствами.
"Я могу Харви Вайнштейну только позавидовать: когда тебя, не обладающего внешностью Алена Делона, любят такие женщины. Но в целом все это - порнография: женщины, которые делали это, когда имели товарный вид, а потом потеряв его, вещают о домогательствах на весь мир. Я согласен с Катрин Денев, которая сказала: что вы делаете, вы отбиваете у мужчин охоту подходить к женщинам. Пугаете их. Но это тенденция, которая неприемлема лично мною. Я считаю, что женщина должна быть женщиной, а мужчина - мужчиной. Как сказал Гейне, женщина, которая перестает быть женщиной, превращается в дурного мужчину", - ответил Михалков и позднее пошутил о том, что можно было бы дать на ММКФ приз "За вклад..." Харви Вайнштейну, потому что личная жизнь - личной жизнью, но около ста номинаций на "Оскар" фильмы продюсера имеют.
Было много вопросов, касающихся творческой стороны кинематографических профессий. Собравшиеся почувствовали себя учениками Академии Михалкова, поскольку он дал развернутые ответы по поводу падения уровня режиссуры в кино, о сериалах, которые "породили огромное количество людей, что не имеют желания заниматься профессией - они гонят метраж".
Также сказал об уважении к "человеку, который снимает кино на айфон", но, когда идет профессиональный разговор, тот зачастую не в силах его поддержать и понять профессионала. Слова Михалкова "движение камеры - это музыка" заставили задуматься и вызвали желание немедленно передать их многим кинематографистам. А когда он процитировал Пастернака: "Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех" и сказал, что сегодня таких "притч" много, захотелось вывесить эти слова на своей страничке в социальных сетях.
Михалков со знанием предмета рассуждал о жанре комедии. Хвалил Жору Крыжовникова и Анну Меликян (кстати, режиссер в этом году в составе основного жюри ММКФ). Сожалел о том, что нет детского кино. Говорил о мировом кризисе в кино, и сценарном кризисе в России, в частности. Дал совет: "Удержаться в нем можно, только если знаешь, кто ты, что ты, и что делаешь". Михалков посетовал по поводу того, что "пустоты в кино прикрываются интерьером и странностью существования", и что "актеры не умеют держать паузу, потому что не наполнены энергетически". И напомнил слова Сергея Герасимова: "литература - мать кинематографа".
Острый вопрос был задан по поводу картин, которые сегодня на мировом уровне представляют отечественный кинематограф. Всегда ли они хороши? "Надо задать вопрос и ответить: а мир хочет радоваться за нас?", - парировал Михалков. И продолжил: "Не хочет! Виноваты мы во многом, конечно. Но получается так: нас хотят видеть такими, какими хотят, а не такими, какие мы есть на самом деле. Тут нужно понимать подоплеку".
На вопрос про бюджет фестиваля Михалков ответил: "Как на духу - не знаю! Я знаю точно, что в течение последних лет это - стабильная цифра, она не увеличилась и не уменьшилась".
Никита Сергеевич во время короткой по сути пресс-конференции дал так много уроков, что журналисты не удержались от вопроса - помогает ли он своей дочери Надежде, которая снимает фильм, как режиссер?
"Избави Бог! Вы в состоянии представить себе, как может помогать мужчина женщине-режиссеру? Замените расстрелом. Я помогаю, когда возникают вопросы чисто технические. Как укоротить путь от одной проблемы к другой. Но я никогда не вмешиваюсь в то, какого она пригласила актера, и так далее". Никита Михалков напомнил известную фразу о том, что гармония - это когда то, что хочешь, совпадает с тем, что можешь. "А я хочу, чтобы мои дети были гармоничными людьми", - завершил пресс-конференцию президент ММКФ.