Новости

19.04.2018 16:16
Рубрика: Культура

Рабочий и художница

Почему среди женщин мало гениев?
В Государственном институте искусствознания в качестве интеллектуального аперитива к открытию выставки знаменитой художницы Веры Преображенской состоялась дискуссия на тему феминизма в искусстве и жизни. Одна из ее участниц, предприниматель, коллекционер и основатель Фонда русского абстрактного искусства Ольга Ускова, рассказала "РГ", почему среди женщин так мало гениев и по какой причине она бы не хотела, чтобы ее считали феминисткой.
"Автопортрет" 1976 года "арт-феминистки", художницы Веры Преображенской.  Фото: из личного архива "Автопортрет" 1976 года "арт-феминистки", художницы Веры Преображенской.  Фото: из личного архива
"Автопортрет" 1976 года "арт-феминистки", художницы Веры Преображенской. Фото: из личного архива

Ольга Анатольевна, среди гостей на вставке топ-менеджеры, известные художники, депутаты Госдумы. Это свидетельствует о том, что в стране наметился интерес к феминистским веяниям с Запада?

Ольга Ускова: Извините, но женщину стали воспринимать наравне с мужчиной сначала в нашей стране, во всяком случае, вся системная "движуха" в этом направлении пошла из советской России. Когда весь мир боролся за равенство женщин и мужчин, Россия уже пошла в обратную сторону: в какой-то момент мы стали бороться за то, чтобы прекрасный пол признавали прекрасным полом. Ту модель, которая сейчас рассматривается в Америке, у нас показали в фильме "Цирк" 1936 года. Это не мы у них что-то позаимствовали, а они у нас подсмотрели великий социальный эксперимент, который СССР проводил над собой. К сожалению, мы не умеем анализировать и использовать его результаты.

Вы говорите о прошлом, а я спрашиваю о современных ­тенденциях...

Ольга Ускова: Женщину и в новой России никто не унижал. Но времена, скажем, перестройки были довольно жесткие, связанные к разгулом криминала, с тяжелой работой. И женщине чисто физически было сложно. Период стабильного существования начался не так давно.

Ну согласитесь, в сферах, где есть реальная власть (это не медицина и не педагогика), у нас по-прежнему очень мало женщин...

Ольга Ускова: А чем вас Голикова или Набиуллина не устраивают? Нет, я с вами не согласна, считаю, что нет такого актуального дискурса. Но, кстати, участники дискуссии все же пытались ответить на вопрос, почему так мало великих, шедевральных результатов у женщин как в искусстве, так и в бизнесе? Что этому мешает? Идеология? Социальное устройство? И все сошлись на том, что половые разграничения в наше время не имеют большого значения. Важнее личностные качества, которые человек прикладывает к профессии. То, насколько его отвлекают заботы, связанные с семьей, деторождением, вопросами выживания. Насколько он свободен в самовыражении. Борьба пола против пола бессмысленна и глупа. Мы вместе, так устроил Бог, составляем единое целое, есть женская часть, есть мужская, у которых разные функциональные задачи. Есть только конкуренция между личностями, а какого пола эти личности, абсолютно все равно.

Чтобы сделать выставку в Центре Помпиду, ты должен предоставить равное количество художников - мужчин и женщин. Я считаю, что это перегиб

В каком состоянии феминистское движение сейчас в мире? Интерес к нему не затухает?

Ольга Ускова: Последние 20 лет фиксируется резкий рост присутствия женщин в различных проектах. От финансовых до проектов искусства. Такая агрессивная тенденция привела к тому, что мужчины начали защищать свои квоты. Кураторы Центра Помпиду рассказывают: чтобы сделать выставку, ты должен предоставить равное количество художников - мужчин и женщин. Я считаю, что это перегиб. Потому что если делать выставки по половому признаку, однозначно будет страдать их качество.

Здесь вы намекаете, что среди женщин мало хороших художников?

Ольга Ускова: Я не намекаю. Если мы возьмем все мировые шедевры, то на долю авторов-женщин приходится меньше процента. Это известный факт.

Преображенская, самая боевая участница студии "Новая ­реальность" и яркий пример арт-феминизма...

Ольга Ускова: Международные эксперты признают: это великая художница. Она стала знаковой фигурой российского искусства. Уникальное явление по яркости и мощности, которое породило целое направление женщин-художниц, которые добились больших результатов.

Вы успешная бизнес-вумен, ­ собрали прекрасную коллекцию абстрактного искусства. Вам было бы приятно,если бы вас представляли еще и как известную феминистку?

Ольга Ускова: Нет. Я не феминистка. И считаю, что это штамп, который накладывает ограничения в поведении.

Культура Арт