- Мы являемся единой Церковью, которая родилась в киевской, днепровской крещальной купели, и, конечно же, ни Константинопольский патриархат, ни какая иная Церковь в одностороннем порядке не может провозгласить автокефалию той или иной церкви, - сказал корреспонденту "Интерфакс-религия" глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион.
Данная инициатива, по его мнению, "несмотря на весь информационный шум, который вокруг нее сейчас поднят, будет иметь ту же судьбу, что и инициативы, предпринятые в предыдущие годы", и подчеркнул, что "решение украинской церковной проблемы возможно только каноническим путем".
Митрополит Илларион также отметил, что в Русской православной церкви слышали о переговорах президента Украины Петра Порошенко с патриархом Константинопольским Варфоломеем, о "богатых дарах", которые привозились на Фанар (район Стамбула, где находится резиденция патриарха). "Все это нам известно, так же как и многое другое, что я не хотел бы сейчас оглашать", - сказал митрополит Иларион.
"Но мы слышали на протяжении многих лет очень твердую позицию Константинопольского патриарха, который всегда говорил о том, что единственным главой канонической Украинской православной церкви он признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия. А каноническая Украинская православная церковь не имеет намерения разрывать отношения с Русской православной церковью", - подчеркнул митрополит.
Он также обратил внимание на то, что "создание автокефальной Церкви - это процесс, который не может быть инициирован светской властью", потому что "Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях".
Митрополит Илларион напомнил, что концепция создания единой поместной Церкви на Украине, отделенной от Русской православной церкви, базируется на тезисе о том, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь. Но если следовать этому принципу, то, например, Александрийскую церковь надо было бы поделить на пятьдесят с лишним частей, поскольку она "обнимает собой всю Африку". Поскольку в Африке более пятидесяти государств, то Антиохийскую и Иерусалимскую церкви пришлось бы делить на 50 и более церквей.
"Такие планы и такие идеи выгодны только врагам Церкви", - уверен митрополит Илларион.
Раскол на Украине возник потому, что бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко, не сумевший стать патриархом Московским, захотел свою собственную, личную проблему решить при помощи церковного раскола, напомнил митрополит Илларион.
"Этот церковный раскол за прошедшие более четверти века набирал обороты благодаря поддержке светской власти, но он по-прежнему остается расколом", - считает глава ОВЦС, напоминая при этом, что прецедентов легитимизации раскола в истории Церкви не было.
"Были прецеденты возвращения из раскола тех или иных иерархов, священнослужителей, мирян, групп, объединений через покаяние", подчеркнул он, добавив, что "только такой путь может предложить Православная церковь".