Флагманские разработки ОПК ускорят развитие многих отраслей

Сегодня доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), предшествующих созданию нового изделия или технологии, в гособоронзаказе составляет, по разным оценкам, от 10 до 15 процентов. В ближайшие годы этот показатель будет только увеличиваться.

Растут в цене и результаты интеллектуальной деятельности, как основы любой инновационной разработки. А все ценное, как известно, требует особой охраны. Однако, например, в 2017 году из 984 проверенных Роспатентом государственных контрактов на выполнение НИОКР (на общую сумму 1,3 триллиона рублей) только 518 (53 процента) были обеспечены правовой охраной.

"Госзаказчики привыкли возводить заборы вокруг государственной недвижимости, обеспечивать сохранность закупаемых транспортных средств, техники, хранить все ценное под замками, но, как ни странно, интеллектуальная собственность, которая в некоторых случаях имеет более высокую ценность, чем объекты материального мира, охраняется и защищается в меньшей степени", - говорит юрисконсульт ФСО России Глеб Коржевский. Далеко не все сегодня до конца понимают, что интеллектуальная собственность - такой же объект права, как движимое или недвижимое имущество, а значит, требует к себе должного правового отношения. На фоне такого недопонимания, возникает ряд проблем, например, с патентованием, с получением свидетельств о государственной регистрации.

Интеллектуальная собственность иногда имеет куда более высокую ценность, чем материальные объекты

Так, часть правовых актов Минфина обязывает заказчиков ставить на баланс нематериальные активы (под это определение попадает и интеллектуальная собственность) - при наличии определенных критериев. Один из таких критериев - обязательное патентование или государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Однако многие обладатели РИД этого не делают, предпочитая всеми возможными путями обойти этот пункт. "Сложности у госзаказчиков могут появляться в процессе гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности, например, межведомственной передачи, - рассказывает Глеб Коржевский. - Возникают вопросы: кто должен регистрировать права на результаты интеллектуальной деятельности, как и на каких бухгалтерских счетах их правильно учитывать? На первый взгляд проблемы довольно простые, но для того, чтобы двигаться вперед и использовать новые технологические возможности, необходимо начать с решения именно таких задач, путем совершенствования правового регулирования в сфере управления результатами интеллектуальной деятельности госзаказчиками".

Однако подобные проблемы прикладного характера - это лишь вершина айсберга. "Государству крайне важно сохранять за собой право обладания объектами интеллектуальной собственности и обеспечивать их правовую охрану, потому что неотъемлемым условием любой уникальной разработки является ее исключительность, за счет которой можно достичь стоящей перед госзаказчиком цели, - поясняет Глеб Коржевский. - Если эти интеллектуальные продукты каким-то образом уйдут на сторону или станут доступными широкому кругу лиц, то это может помешать выполнению возложенных на государство задач".

Государству крайне важно сохранять за собой право обладать объектами ИС, обеспечивая им должную охрану

Ни для кого не секрет, что сегодня оборонно-промышленный комплекс является флагманом отечественной промышленности. Именно в ОПК сконцентрированы инновационные разработки, многие из которых могут быть использованы и в других отраслях. Однако из-за несовершенства законодательных механизмов проблемы возникают уже на стадии принятия решения: например, годится ли та или иная разработка для гражданского сектора? На предприятиях ОПК нет специально обученных людей, нет и специальных ведомств, ответственных за подобные решения. Отсутствие четко отлаженной системы - причина того, что сейчас каждый случай перехода разработки из ОПК в гражданский сектор, как правило, рассматривается в отдельности. Именно поэтому, по мнению большинства экспертов, давно назрело создание на законодательном уровне соответствующего механизма, что, в свою очередь, помогло бы ускорить инновационное развитие многих промышленных отраслей. Актуальность подобных идей подтверждает и недавнее заявление о планах взаимного сотрудничества между госкорпорацией "Ростех" и Ассоциацией разработчиков программного обеспечения "Руссофт".

"Наилучшим вариантом было бы создание некоего фонда интеллектуальных прав, который играл бы роль посредника между разработчиками и Минобороны в части распоряжения правами на интеллектуальную собственность, - считает президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров. - То есть разработчики получали бы эти права после их очистки от различных секретных и чисто военных моментов. По такому принципу работает, к примеру, DARPA (управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США - Defense Advanced Research Projects Agency)". Но пока не создана подобная единая структура, отдельные компании пытаются решить эту проблему собственными силами.

"Мы предлагаем инструмент, который поможет правильно и с минимальными рисками пройти процесс перехода разработки из ОПК в гражданский сектор, выйти на новые рынки сбыта, освоить новые технологии и способы производства продукции, - рассказывает начальник управления научно-технического сопровождения инновационных проектов компании "ВКО-Интеллект" Григорий Ревинский. - Идея заключается в том, что мы проверяем каждую разработку по многим пластам существующей информации (патентному, научно-техническому и т.п.). Объединение всех этих данных позволяет сделать вывод о перспективности выбранного направления для развития в гражданском секторе".