По мнению экспертов, взрывной рост числа добросовестных пользователей стал возможным благодаря изменению структуры рынка, трансформации потребления контента легальной модели, реализации эффективных мер по борьбе с пиратством и формированию благоприятной правовой среды для развития отечественных онлайн видео- и музыкальных сервисов. Доля тех, кто все еще довольствуется пиратскими версиями, заметно снизилась: с 76 до 61 процента за последний год.
"Сработал целый комплекс факторов, - поясняет президент "МКС" Павел Степанов. - Появляется больше качественных и удобных сервисов, сокращается время ожидания - новые фильмы вскоре после премьер уже становятся доступны в Интернете. Кроме того, в Сети немало эксклюзивного контента, прежде всего это сериалы. Цена покупки также стала соответствовать ожиданиям потребителей. И в этих условиях они готовы платить".
Важную роль в формировании легальной медиасреды в Рунете играют и законодательные меры. Не так давно президент России Владимир Путин подписал указ о блокировке "зеркал" пиратских сайтов для того, чтобы пресечь любую возможность распространения нелегального контента в Интернете.
Напомним, что под "зеркалом" понимается ресурс, схожий по многим параметрам с сайтом, заблокированным по решению суда "в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, защищенной авторскими правами". После того, как обнаруживается "зеркало" заблокированного сайта, оператор связи должен в течение суток с момента получения им от Роскомнадзора соответствующего требования ограничить доступ к этому ресурсу, а поисковые системы - удалить ссылки на него из поиска. По мнению экспертов, таким образом убирается около 70 процентов запрещенного контента. За время действия поправки о "зеркалах", по данным Роскомнадзора, было заблокировано около тысячи сайтов с нелегальным контентом. Из них почти 65 процентов - это сайты, предназначенные для просмотра фильмов. "Закон по блокировке "зеркал" работает эффективно, - отмечает Павел Степанов. - Мы рассчитываем, что в течение года число таких ресурсов сократится до минимума, который уже не будет представлять серьезной угрозы легальному рынку".
"В последнее время у правообладателей появилось больше инструментов для того, чтобы минимизировать нелегальный контент в российской интернет-среде", - отмечает директор правового департамента компании Warner Music Russia Ольга Ким. Многие представители творческих индустрий уверены: закон заработал не столько потому, что был жестким, а потому, что каждый раз неуклонно исполнялся. "Когда правообладатели активно ведут кампанию по блокировке пиратских сайтов, это начинает работать, - говорит генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. - Пиратам становится все сложнее зарабатывать на российском рынке, и они уходят, мы их просто "выдавливаем" с рынка".
В формировании благоприятной среды для очищения рынка от нелегального контента важнейшую роль играет поведение бизнеса. Так, еще некоторое время назад репутация популярной социальной сети "ВКонтакте" в музыкальной индустрии, как говорится, оставляла желать лучшего. На ее площадке в открытом доступе находился огромный объем нелегального музыкального контента. Однако в 2017 году руководство "ВКонтаке" приняло решение ограничить прослушивание музыкальных треков на смартфонах, планшетах и других электронных устройствах до 30 минут в сутки. Для того чтобы снять это ограничение, нужно было оформить подписку стоимостью 149 рублей в месяц. Однако социальная сеть не остановилась и на этом. Руководство "ВКонтакте" заключило соглашение с российским оператором сотовой связи "МегаФон", по которому абоненты сети могут бесплатно получить доступ к музыке правообладателей. Таким образом, треки правообладателей стали недоступны для бесплатного прослушивания, но абоненты "МегаФона", за счет которого, скорее всего, и ведутся отчисления правообладателям, смогут получить к ним доступ.
"Такие решения играют важную роль в распространении легального контента и, соответственно, способствуют развитию этого сегмента рынка, - отмечает Павел Степанов. - Важно стимулировать и развивать взаимодействие компаний, которое обеспечивает взаимную синергию: пользователь получает доступ к легальному контенту, правообладатели - авторские отчисления, провайдеры и операторы - дополнительную выручку и лояльность абонентов". По подобной взаимно выгодной схеме работает еще один популярный сервис легальной музыки "Яндекс. Музыка". Из собственных средств он производит отчисления правообладателям, давая возможность пользователям слушать музыку бесплатно, а взамен получает бесценную лояльность аудитории. И таких примеров на просторах Интернета становится все больше.