Петербургский Политех готов к широкой автономии

В средствах массовой информации активно обсуждается доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики "Двенадцать решений для нового образования".

Замечу, что СПбПУ, являясь одним из ведущих национальных иследовательских университетов России, уже осуществляет ряд представленных проектных задач. Политех участвует в Программе повышения конкурентоспособности "5-100", успешно борется за места в международных рейтингах, особенно предметных, активно представлен на цифровой образовательной нацплатформе "Открытое образование", в движении WorldSkills, сотрудничает с большим количеством зарубежных стран, имеет представительства в Шанхае и Мадриде.

В СПбПУ запущен Центр НТИ "Новые производственные технологии". Кроме того, университет возглавляет Координационный совет "Инженерное дело, технологии и технические науки", в который входят как преподаватели, так и представители промышленности.

Поэтому полностью согласен с положением о том, что "ведущие научные учреждения и ведущие университеты, завоевавшие высокую репутацию, должны иметь возможность самостоятельно определять направления и конкретные проекты своих исследований". Почему самостоятельность так важна, и особенно сейчас? Если доверять прогнозам, в ближайшие 20 лет исчезнет до половины нынешних рабочих мест. Встаёт закономерный вопрос: а чему в таком случае мы можем научить сегодня и должны учить завтра? Отвечая, следует признать, что ситуация с качеством инженерного образования очень неоднородна и зависит в том числе от уровня подготовки абитуриентов, их стремления к мобильности и социальной активности.

Детские технопарки, центры типа "Сириус", гимназии "Кванториум", цифровые школы - путь к выявлению талантов и их продвижению. Социальная вовлеченность должна закладываться в школе, поскольку именно там идёт формирование лидерских качеств. Но распространенные практики принуждения и имитации социальной деятельности часто снижают инициативу школьников. Поэтому так актуальны разработанные в Мин­обрнауки федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на кардинальное улучшение качества образования в начальных и средних учебных заведениях.

Разумеется, они должны пройти апробацию в профессиональной среде. Но уже очевидно, что новая цифровая реальность обесценивает значительную часть школьных регламентов и саму методическую основу школы. Искусственный интеллект и почти безграничный массив облачных образовательных ресурсов порождают когнитивный вызов - требование постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки. Необходимо внедрение цифровых технологий управления учебной деятельностью (LMS-технологии).

С получением диплома процесс образования не заканчивается. Теперь уже не удивляет наличие двух-трёх образований и списка сертификатов о прохождении курсов, в том числе переквалификации. Дополнительные образовательные услуги превращаются в особую сферу экономики. Непрерывность образования, самообучение и повышение квалификации, онлайн-обучение - вот новый тренд. Но на это нужно дополнительное финансирование, в том числе для закупок современного оборудования.

Можно только согласиться с высказыванием философа и футуролога Элвина Тоффлера, что в ХХI веке безграмотным будет тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.