23.04.2018 21:04
    Поделиться

    Алексей Айги: Кино учит мгновенно принимать решения

    Номинант премии "Оскар" Алексей Айги рассказал, как писать саундтреки для кино
    Его музыка звучит в фильмах "Страна глухих", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Дикое поле", "Дубровский"; в сериалах "Достоевский", "Каменская", "Мата Хари", "Гибель империи", "Родина", да и во многих других... Скрипач, композитор, импровизатор, он постоянно ищет новые идеи, свежие аранжировочные решения и необычные сочетания инструментов. Однажды в его пьесе звучала даже электропила. А случалось, что гармонии оживляло соло на бутылках минеральной воды. Да и с электронщиком Аркадием Марто в одной из недавних программ они сыграли в пинг-понг на рояле, дополнив музыку необычными тембром и ритмами...

    Лидер отечественного минимализма, чьи концерты стараются не пропускать также поклонники фри-джаза и авангарда, Алексей Айги выиграл национальную премию "Сезар" французской киноакадемии благодаря музыке к фильму I am not your Negro ("Я не твой негр") Рауля Пека. И представил две музыкально-драматические премьеры - "Гамлет" и "Евгений Онегин"... Но застал обозреватель "РГ" Алексея Айги снова за работой - он отбирал музыку для нового диска с ансамблем "4 33 ".

    Вы начали сезон с программы, посвященной 20-летию фильма "Страна глухих". Обычно юбилеи празднуют те, кому не о чем сказать. А у вас премьера за премьерой.

    Алексей Айги: Совершенно случайно при составлении новой программы я вспомнил, что "Страна глухих" вышла в прокат в 1998 году. Вот мы и решили сделать концерт, посвященный этому фильму и саундтреку. Неожиданно начался ажиотаж: оказалось, что фильм многие помнят, у него масса поклонников. Да и снова встретить Чулпан Хаматову, сценариста Юрия Короткова, монтажера Наталью Кучеренко было дико приятно. Хотя мы с Наташей много работали и после "Страны глухих" - на "Орде" Андрея Прошкина, сериале "Мата Хари" и массе других проектов... В итоге мы с группой "4 33 " решили играть в этом сезоне больше киномузыки.

    Хватает ли вам сценария, чтобы написать музыку для кино? Или приходится изучать историю и другие науки?

    Алексей Айги: Сценария обычно мало. Какие-либо науки изучать не приходилось, но фольклор Дагестана или музыку Монголии - случалось. Этим мне кино и интересно - ты постоянно чему-то учишься, если, конечно, не пишешь только музыку к сериалам про ментов.

    Композитор Игорь Матвиенко, рассказывая мне о фильме "Викинг", вспоминал, что для некоторых эпизодов ему приходилось сочинять с десяток вариантов разной музыки. Вам тоже?

    Алексей Айги: Да, особенно в российском кинематографе, где продюсер, режиссер и композитор напоминают лебедя, рака и щуку. Каких только требований не было! Но главное, чему учит кино, - это умение мгновенно принимать решения, писать музыку на ходу, во сне, во время записи. Или даже, когда работа уже сдана, но вдруг возникает какой-то неозвученный кусок фильма и ты буквально из воздуха должен создать новую композицию.

    Я считаю, что минимализма, как и постминимализма, в чистом виде уже не существует. Хотя локальные войны между пуристами еще ведутся

    Саундтреки - крупная музыкальная форма, благодаря которой вы, как мне кажется, перестали быть лидером отечественного минимализма, поскольку пишете все более сложную и разностилевую музыку... Не обидно расставаться со столь эффектными лаврами?

    Алексей Айги: Я много занимался роком, импровизационной музыкой, фри-джазом, да чем угодно. И никогда не был классическим минималистом! Но этот однажды присобаченный ярлык почему-то висит на мне до сих пор! Я считаю, что минимализма, как и постминимализма, в чистом виде уже не существует. Хотя локальные войны между пуристами все еще где-то ведутся. А лидер я или нет? Да какая разница!

    Теперь вы увлеклись написанием музыки к поэтическим спектаклям с участием Ирины Пеговой, Сергея Чонишвили... Не нависала ли над вами тень Чайковского при работе над "Евгением Онегиным"?

    Алексей Айги: Пока мы сделали только три спектакля. Первый был основан на поэзии ХХ века, потом случились "Гамлет" и "Онегин". Я и сам не заметил, как втянулся (улыбается). Ну, а тень Петра Ильича меня не очень беспокоила, я же не оперу писал, а музыку к спектаклю.

    Самые известные строчки "Гамлета" - "Быть или не быть..." Часто ли вы задавали себе такой вопрос?

    Алексей Айги: Быть или не быть - для меня вопрос о том, смогу ли я перебороть собственную лень и заняться музыкой? Решаю его постоянно. Но так как в современном мире все работают с подписанными контрактами, обычно мне приходится прерывать цепь сердечных мук и идти к роялю или компьютеру.

    Поделиться