Татьяна Владимировна, правда ли, что каждая пятая семья не может устроить ребенка в ясли?
Татьяна Волосовец: Есть два типа очереди. Первая - отсроченная. То есть, как только ребенок родился, его поставили на учет. Но место в детском саду ему может понадобиться только через два-три года. Таких детей у нас около трех миллионов. Есть и острый спрос - это те семьи, которые хотят отправить малыша в ясли "прямо завтра". Во второй, актуальной очереди, - примерно 240-270 тысяч детей. Но уже через три года ситуация должна кардинально измениться: на строительство и реконструкцию детсадов из федерального бюджета выделено 49 млрд рублей. Большая часть новых мест будет "зарезервирована" для групп младенческого и раннего возраста, то есть для детей от двух месяцев до трех лет.
Детсады действительно принимают двухмесячных малышей?
Татьяна Волосовец: По Закону "Об образовании в Российской Федерации" мамы могут отдавать ребенка в детский сад с двух месяцев. Но на практике я такого пока не встречала. Самые "популярные" сегодня - группы полного дня, которые принимают детей с полутора-двух лет. Почему? До того, как ребенку исполняется 1,5 года, мама может спокойно сидеть в отпуске и получать пособие. Как только выплаты заканчиваются, многие начинают думать о выходе на работу.
Сколько детей должно быть в группе, чтобы было комфортно и ребенку, и воспитателю?
Татьяна Волосовец: Количество детей рассчитывают по размеру помещения: на одного ребенка до трех лет - минимум 2,5 квадратных метра. Этого требует СанПиН. То есть в стандартной комнате (50 кв. м) может заниматься группа из 20 годовалых малышей. Может ли один воспитатель даже с помощью няни справиться с ними? Вряд ли: чем младше ребенок, тем больше он требует внимания. Детям в этом возрасте нужно помогать есть, умываться, одеваться, менять подгузники. Некоторые малыши еще плохо ходят, совсем не говорят…
Западный опыт показывает, что на одного взрослого должно быть не больше 5-6 детей до трех лет. К сожалению, в России до сих пор нет ни одной нормы, которая бы регламентировала этот момент. Было бы неплохо четко прописать, сколько детей может приходиться в детском саду на одного взрослого. И это касается не только ясельных групп.
Могут ли в детском саду требовать, чтобы поступающий малыш, например, умел держать ложку, мыть руки?
Татьяна Волосовец: В федеральном государственном образовательном стандарте есть целевые ориентиры: что умеет и знает ребенок к трем годам. Например, знать свое имя и фамилию, показывать пальчики на руке, находить сходства и различия между предметами… Плюс - знать основные правила гигиены, уметь надевать вещи без застежек и многое другое.
Подчеркну - эти ориентиры написаны для взрослых. Чтобы они имели представление о том, в чем малышу может понадобиться помощь. А сам ребенок никому и ничего не должен. И если он плохо держит ложку, в саду ему должны показать, как правильно ей орудовать.
В Институте изучения детства, семьи и воспитания сейчас создается инновационная образовательная программа для ясельных групп. Чем она будет лучше советской "классики"?
Татьяна Волосовец: Мне часто задают вопрос: можно ли взять образовательную программу, разработанную в середине прошлого века, и использовать ее в современных ясельных группах? Боюсь, что нет: изменились требования времени, изменились сами дети, изменились нормативные документы.
В новую программу войдут пять крупных модулей. Во-первых, речь: формирование первых слов, фраз. Это исключительно важно именно для детей до трех лет. Во-вторых, познавательное развитие: нет в мире более любопытного человечка, чем ребенок. Третий модуль - физическое развитие. Малыш делает первые шаги, идет становление моторики, координации движений. Четвертый блок - художественно-эстетический: ребенок впервые сталкивается с прекрасным, рисует, лепит из пластилина. Пятый модуль - игра, в которой он получает ролевые, социально-коммуникативные навыки.
Малыши все позже начинают говорить: слова им не нужны, чтобы общаться "на ты" с гаджетами. Вы это учитываете при разработке программы?
Татьяна Волосовец: Мы, конечно, используем гаджеты в образовательном пространстве детского сада для ребят 6-7 лет. Например, интерактивные столы и доски: без "цифры" дети свою жизнь уже не представляют. Но у малышей главный акцент все-таки должен быть на эмоциональном общении, на живой игре, на физическом развитии.
Сейчас мы наполняем программу конкретным содержанием, используем последние разработки в области возрастной психологии, физиологии, педагогики. Занятия будут разные, рассчитанные в среднем на 10-15 минут. Апробацию новой программы планируем начать уже с нового учебного года по всей стране. В сентябре пилотный проект стартует в детсадах в 12 регионах.
А воспитатели к этому готовы?
Татьяна Волосовец: Когда ясли в стране начали массово закрываться,в детсадах произошел профессиональный разрыв поколений. Воспитателей с реальным опытом работы с детьми до трех лет осталось очень мало. При этом в большинстве педагогических колледжей и вузов к "ясельной" программе относятся как к необязательному теоретическому материалу, дают неглубокое представление о ней. Ситуацию нужно менять. Как? Сейчас будут открываться новые группы для детей до трех лет. Колледжи и вузы обязательно должны отправлять туда практикантов. А тем педагогам, которые уже в ближайшее время планируют "переключиться" со старших групп на ясли, нужно пройти программы профессиональной переподготовки. Это, конечно, была бы идеальная ситуация.
Первая помощница воспитателя - няня. И она же помощница для многих мам. Правда ли, что для нянь сегодня не нужно никакого специального образования?
Татьяна Волосовец: Няня - не педагогический работник. Ей достаточно закончить 11 классов. Поэтому никаких специальных курсов для нее в государственной в системе образования пока не предусмотрено. Но это пока.
В конце прошлого года мы закончили разработку профессионального стандарта няни. В нем - минимальный "набор" того, что она должна уметь. Например, кормить и укладывать ребенка спать, менять ему одежду, играть в развивающие игры… Кроме того, мы настаиваем на том, что любая няня должна уметь оказать малышу первую помощь: остановить кровотечение, перебинтовать рану, наложить шину... К сожалению, это большая проблема, так как по 323-му федеральному закону первую помощь может оказывать только специально обученный человек.
Сейчас профстандарт находится на согласовании в минтруде. Надеемся получить положительный ответ от министерства уже в ближайшие месяцы. После этого мы начнем разрабатывать и соответствующие образовательные программы. По нашим оценкам, чтобы освоить прописанный в стандарте минимум, няням нужно будет прослушать 2-3-месячный курс - 144 часа. Такое обучение можно организовать при колледжах, при педагогических вузах. После его окончания будет выдаваться сертификат, который пригодится не только при устройстве в детский сад, но и, например, в обычные семьи.
Первый год в саду - испытание для детского иммунитета. Вирусы, простуды, новые инфекции… Для ясельных групп эта проблема особенно актуальна? Можно ли как-то снизить ее остроту?
Татьяна Волосовец: Можно. Для этого нужно вернуть медсестер в детские сады. Поясню историю вопроса. Несколько лет назад медицинский персонал начали выводить из штата образовательных учреждений в штат ближайшей поликлиники. В итоге медсестра находится в саду не каждый день, как было всегда, а только два-три раза в неделю. При таком графике она не может постоянно контролировать состояние детей и оперативно оказывать им первую помощь. Сейчас в саду этим просто некому заниматься. Но не вызывать же "скорую" из-за каждой разбитой коленки …
Моя знакомая водит ребенка в частный детсад. По ее словам, малыш там болеет не меньше, чем в муниципальном саду. В чем дело? Ведь группы у "частников", как правило, совсем небольшие, и воспитатели могут уделять ребенку больше внимания…
Татьяна Волосовец: Все дети болеют, кто-то чаще, кто-то реже: от этого никто не застрахован. Муниципальных детских садов в стране примерно 40 тысяч. А частных - всего около шестисот. Тем не менее собрать по ним достоверную статистику по заболеваниям сложно. Почему? Дети, которые ходят в один и тот же сад, могут быть прикреплены к разным поликлиникам, лечиться у разных врачей. Единой системы отчетности тут нет. Однако среди плюсов "частников" - не только меньшее количество детей в группах, но и, например, видеонаблюдение, дополнительные развивающие занятия, новые продвинутые игрушки. Именно за этим чаще всего идут родители.