Фильм "12-й человек" Цварта был с энтузиазмом воспринят публикой ММКФ

Уже сейчас можно сказать: несмотря на все объективные сложности, конкурсная программа ММКФ в этом году вполне пристойная.

Пока с наибольшим энтузиазмом публика восприняла фильм "12-й человек" Харольда Цварта. Цварт - голландец, известный своими голливудскими работами, "Розовой пантерой-2" и "Карате-пацаном". Работа над "12-м человеком" для него - также загранкомандировка, только не в Штаты, а в Норвегию. Картина рассказывает историю Яна Болсруда, бойца норвежского Сопротивления. Зимой 1943 года Болсруд вместе с еще 11 бойцами проникает в оккупированную нацистами Норвегию, чтобы совершить диверсию на немецкой авиабазе. Операция проваливается, товарищей Болсруда хватают, пытают и расстреливают. Яну чудом удается бежать босому по снегу, а затем каким-то чудом выжить, переплыв ледяной пролив между двумя островами. Теперь его цель - добраться до нейтральной Швеции.

Как это нередко бывает, реальная история оказывается невероятнее любого вымысла. Болсруд, у которого довольно быстро начинается гангрена, находит в себе силы преодолевать километр за километром по заснеженной стране. Затем на него обрушивается снежная лавина, но он умудряется выбраться и из-под нее. В какой-то момент его доставляют в заброшенный дом лесника. Чтобы выжить, он отрезает себе несколько сгнивших пальцев на ноге и останавливает развитие гангрены. Через несколько дней местные жители кладут его в сани, затаскивают их на гору и оставляют на морозе под большим камнем. Оттуда его вскоре должны забрать бойцы Сопротивления, но те путают координаты. Когда выясняется, что произошла ошибка, все уже мысленно хоронят героя, но не тут-то было. И это далеко не весь список приключений Болсруда, который таки сумел переправиться в Швецию в конце мая 43-го.

"12-й человек" - эталонная военная драма, настоящее большое кино, которое заставляет зрителя вжаться в кресло и смотреть на происходящее на экране, широко распахнув глаза. Это такой огромный кусок торта - кино не столько для фестивалей, сколько для "Оскара" (думается, Норвегия именно эту картину в 2019-м и выдвинет на соискание премии Американской киноакадемии). Основной референс тут, конечно, "Выживший". Только тут нет зашкаливающего пафоса фильма Иньярриту. Зато все остальное на месте: и эффектный экшен, и саспенс, и душераздирающая история о подлинной стойкости. Так могла бы выглядеть идеальная экранизация "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого - Болсруду с Маресьевым нашлось бы что обсудить. "12-го человека" совершенно спокойно можно советовать абсолютно всем - это масштабное кино, рассчитанное на максимально широкую аудиторию.

Как это нередко бывает, реальная история оказывается невероятнее любого вымысла

Прямая противоположность картине Цварта - "Царь-птица" Эдуарда Новикова, первый якутский фильм в основном конкурсе Московского кинофестиваля. Картина рассказывает о старике и старухе, ведущих скромную и однообразную жизнь в якутской глуши в 30-е годы. Однажды к ним прилетает орел. Птица ведет себя довольно нахально, пугает героев, но старики не прогоняют ее. Напротив - начинают подкармливать, чтобы орел не нападал на их живность. А в канун рождества птица и вовсе селится в доме главных героев. Причем не где-то, а в углу с иконами.

Чтобы правильно считать все смыслы "Царя-птицы", важно знать несколько вещей. Прежде всего орел у якутов считался священной птицей, этим можно объяснить пиетет крестьян. Но у "Царя-птицы" есть и литературный первоисточник - рассказ "Состарившаяся со мной одинокая лиственница" Василия Яковлева: типичная "советская", что называется, проза, которая в Якутии входила в школьную программу. Появление орла в доме и изменение уклада жизни героев в рассказе было символом прихода советской власти. Фильм Новикова поначалу удивляет следованием не только букве, но и духу рассказа - начинает казаться, что смотришь пропагандистский фильм времен СССР. Но в финале кино оказывается тоньше и умнее литературного первоисточника - и превращается в трагическую притчу. Орел оказывается инкарнацией погибшего сына стариков. Соцреалистический рассказ, в котором есть плохие шаманы и хорошие комсомольцы, Новиков превращает в эзотерическую зарисовку о фатуме и глубинной связи человека с природой.

Конечно, якутское кино по-прежнему воспринимается как экзотика. Но пора привыкать к тому, что его просмотр может быть продиктован не только этнографическим интересом к периферийным диковинкам. Уровень "Царь-птицы" вполне позволяет смотреть его как просто талантливую работу художника, интересную саму по себе, а не в силу географического фактора.